Страница:БСЭ-1 Том 34. Конкурс - Крестьянская война (1937).pdf/107

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина. Марксистско-ленинское учение строго разграничивает К. в условиях капитализма от К. при социализме, развивающейся под руководством диктатуры рабочего класса, К. пролетарскую от К. мелкобуржуазной. Кооперация при капитализме неизбежно становится частью капиталистической системы, одним из ее звеньев, подчиненным общим закономерностям капиталистической экономики. Эта мысль со всей определенпостыо и законченностью выражена Лениным: «Несомненно, что кооперация в обстановке капиталистического государства является коллективным капиталистическим учреждением» (Ленин, Сочинения, т. XXVII, стр. 395). Марке подчеркивая, что К. не в состоящій изменить существующие отношения и даже заметно улучшить положение рабочих.

Поэтому кооперативное производство «никогда не будет в состоящій ни задержать происходящего в геометрической прогрессии роста монополии, ни освободить массы, ни даже заметно облегчить бремя их нищеты, поскольку он ограничивается узким кругом случайных усилий отдельных рабочих» (Марке и Энгель с, Соч., т. XIII, ч. 1, стр. 12).

Ленин показал, что в условиях капитализма К. мелких производителей является прогрессивным фактором, поскольку содействует разложению натурального хозяйства, расширяет рынегёс. В то же время она помогает укреплению сельской буржуазии, способствует усилению процессов дифференциации крестьянства, его пауперизации и пролетаризации. Борясь против пошлых мечтаний злейших врагов марксизма — народников, Ленин писал: «Это — обман, будто „всевозможные кооперации“ играют революционную роль в современном обществе и подготовляют коллективизм, а не укрепление сельской буржуазии» (Ленин, Соч., т. V, стр. 159). — Признавая, что рабочая К. в условиях капитализма является одной из сторон массоваго рабочего движения, развивает самодеятельность масс, подготовляет рабочих к роли организаторов экономической жизни, Ленин со всей силой обрушивается на мещанские иллюзии оппортунистов, меныпевиков, противопоставлявших лозунг потребительских обществ революционной борьбе за диктатуру пролетариата. «Пока власть остается в руках буржуазии, до тех пор потребительные общества — жалкий кусочек, никаких серьезных перемен не гарантируюіций, никакого решительного изменения не вносящий, иногда даже отвлекающий от серьезной борьбы за переворот» (Ленин, Сочинения, том VIII, стр. 308).

Исходя из учения Маркса — Ленина, большевики считали, что рабочие должны вступать в пролетарские кооперативы, использовать их для подъема классового сознания, укреплять их связь с профессиональным движением и партией пролетариата. Эту позицию большевики отстаивали в борьбе против международное реформизма, против меныпевиков, а также и против отзовистов, совершенно игнорировавших К.

Для ревизионистов типа Бернштейна, Жореса, извращавших марксизм в угоду буржуазии, кооперация есть непосредственный путь к социализму, социалистическая ячейка, развивающаяся в капиталистическом обществе.

Ш. Жид, Тотомьянц являются идеологами т. н. кооперативного социализма. Кооперативную организацию потребителей они изо  — 208

бражают как средство преодоления капитализма мирным путем. Классовый смысл этих теорий  — отвлечь трудящиеся массы от классовой борьбы за свое освобожденію. «Все собственники, вся буржуазия старается привлечь среднего крестьянина на свою сторону тем, что... делает крестьянина участником всяких сельско-хозяйственных союзов (коопераций, как их называют в книжках), союзов между всякими хозяевами с целью улучшения хозяйства. Таким путем буржуазия старается отвлечь от союза с рабочими среднего и даже мелкого крестьянина, даже полупролетария, старается побудить их стоять за богатых, за буржуазию, в ее борьбе с рабочими, с пролетариатом» (Ленин, Соч., т. V, стр. 285).

Достаточно наглядным примером той борьбы, к-рая велась по вопросу о К. последовательными революционными марксистами с оппортунизмом, является дискуссия о К., развернувшаяся на международном социалистическом конгрессе в Копенгагене в 1910. Оппортунисты — Жорес, Эльм и др., — согласно меткой характеристике Ленина, — превозносили К. до небес, выставляли её как необходимый элемент «социального преобразования», проповедывали нейтральность кооперативов и независимость их от пролетарских партий. В противоположность этим оппортунистическим предложениям с. — д. делёгация России во главе с Лениным внесла в комиссию свой проект резолюции. Признавая известное положительное значение рабочей К. для классовой борьбы рабочих, проект вместе с тем указывает на крайнюю незначительность тех улучшений, к-рые могут быть достигнуты при помощи К., отмечает большой вред насаждения кооперативных иллюзий и требует четкого разграничения кооперативов пролетарских от мелкобуржуазных, развитая в кооперативах революционной социалистической пропаганды и возможно более полного сближения с пролетарскими партиями и профсоюзами.

К. в капиталистических странах. В Англии в 1883 насчитывалось 627 потребительских кооперативов, в 1898—1.169, в 1903—1.987, в 1913—2.878; в Германии в 1893—264 потребительских кооператива, в 1903: — 575, в 1913—1.633.

Бблыпую часть членов потребительской К. составляли рабочие. Так, в центральном союзе германских потребительских обществ рабочие и торговые служащие составляли 66, 5% всего числа членов, в Швеции  — 54, 3%, в Англии в составе потребительской К. рабочие составляли не меньше 75%. Наряду с потребительскими развивались кооперативы с. — х., промысловые, кредитные и т. д. Накануне мировой империалистической войны в Германии почти половина крестьянскйх хозяйств была охвачена с. — х.

К. Во Франции в с. — х. синдикатах накануне войны было объединено больше миллиона крестьянских хозяйств. В годы первой империалистич. войны потребительская К. большинства европейских стран пережила тяжелый и длительный кризис. Мировой экономический крцзис перепроизводства, разразившийся в 1929, также весьма сильно отразился на кооперативных объединениях всех капиталистических стран. В Великобритании потребительская К. к началу 1934 насчитывала 1.150 первичных кооперативов с 6.917 тыс. пайщиков; их оборот за 1933 составил 197 млн. ф. ст.; кроме того, в различных производственных кооперативах было объединено 34, 4 тыс. членов. В Бельгии