Страница:БСЭ-1 Том 35. Крестьянская газета - Ларсон (1937).pdf/46

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

водства и капиталистической формой присвоения — противоречие, выражающее классовый антагонизм между буржуазией и пролетариатом, — является основной причиной К.; оно проявляется в целом ряде конкретных форм и, прежде всего, в анархии капиталистического производства. Анархия капиталистического производства, вступающая в резкое противоречие с организацией производства на отдельных предприятиях, обусловливается самой сущностью капитализма, основным его противоречием. «Противоречие между общественным производством и капиталистическим присвоением, — пишет Энгельс, — выступает наружу как противоположность между организацией производства на отдельных фабриках и анархией производства во всем обществе» (Энгельс, Анти-Дюринг, в кн.: Маркс и Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 276).

В силу анархии капиталистического производства отдельные отрасли и отдельные капиталистические предприятия развиваются неравномерно, диспропорционально. Пропорциональность между отдельными отраслями капиталистического производства на мгновение восстанавливается во время К., но с тем, чтобы в силу анархии снова превратиться в диспропорциональность, что на определенном этапе с неизбежностью приводит к новым К. «Кризисы, — пишет Маркс, — всегда представляют только временное насильственное разрешение существующих противоречий, насильственные взрывы, которые на мгновение восстановляют нарушенное равновесие» (Маркс, Капитал, т. III, 8 изд., 1936, стр. 224). К. восстанавливают на мгновение нарушенную пропорциональность, а не только нарушают ее, как ревизует марксистско-ленинское учение о кризисах Бухарин, к-рый, выхолащивая классовые противоречия капитализма, исходя из буржуазной механистической «теории равновесия», трактует К. как случайный фактор, нарушающий «равновесие» капиталистического производства. Диспропорциональность отражает антагонистическое противоречие между производством и потреблением. «„Потребительная сила общества44, — пишет Ленин, — и „пропорциональность различных отраслей производства44, — это вовсе не какие-то отдельные, самостоятельные, не связанные друг с другом условия. Напротив, известное состояние потребления есть один из элементов пропорциональности»^ енин, Соч., т. II, стр. 400).

Ленин показывает, что анархия производства вытекает из противоречия между общественным характером производства и частным присвоением. Анархия производства как следствие и проявление этого основного противоречия капитализма является причиной К. Пролетарская революция уничтожает капитализм и анархию производства, а вместе с этим уничтожает и К. «Неумолимая сила общественной анархии производства, — пишет Энгельс, — превращает постоянно возрастающее большинство человечества в пролетариев, а пролетариат, в свою очередь, положит конец анархии производства» (Энгельс, Анти-Дюринг, в кн.: Маркси Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 276—277).

Противоречие между общественным характером производства и частным присвоением проявляется, с другой стороны, в противоречии между условиями производства прибавочной стоимости и условиями ее реализации.

Капиталисты, стремясь произвести как можнобольше прибавочной стоимости, в погоне за стяжательством и наживой расширяют производство, доводя до высших пределов эксплоатацию рабочего класса. Но прибавочную стоимость не только нужно произвести, ее еще нужно реализовать. «Условия непосредственной эксплоатации, — пишет Маркс, — и условия ее реализации не тожественны. Они не совпадают не только по месту и времени, но и в понятии. Первые ограничены только производительной силой общества, вторые — пропорциональностью различных отраслей производства и потребительной силой общества. Но эта последняя определяется не абсолютной производительной силой и не абсолютной потребительной способностью, а потребительной способностью на основе антагонистических отношений распределения, которые сводят потребление огромной массы общества к минимуму, изменяющемуся лишь в более или менее узких границах» (Маркс, Капитал, т. III, 8 изд., стр. 220). В К., следовательно, выступают, с одной стороны, единство и взаимообусловленность производства и обращения, с другой стороны — их различие. Капиталистическое производство наталкивается на свой предел «уже при такой степени расширения, которая, наоборот, при других предпосылках оказалась бы в высшей степени недостаточной. Оно приостанавливается не тогда, когда этого требует удовлетворение потребностей, а тогда, когда этой остановки требует производство и реализация прибыли» (там же, стр. 233). К. выражает невозможность реализации массы произведенных товаров с определенной нормой прибыли в силу узости рынка, ограниченности потребления трудящихся масс.

Многогранность действия основного противоречия капитализма выражается и в антагонистическом противоречии между производством и потреблением. При капитализме производство связано с потреблением только в конечном счете, поскольку реализация стоимости и содержащейся в ней прибавочной стоимости связана с потреблением товаров, зависит от потребления.

Производство, определяя потребление, развивается быстрее последнего. Но более быстрое развитие производства суживает потребление, что, в свою очередь, лимитирует дальнейшее развитие потребления. — Указанное противоречие зиждется на абсолютном обнищании трудящихся масс. «Противоречие между производством и потреблением, присущее капитализму, состоит только в том, что растет национальное богатство рядом с ростом народной нищеты, растут производительные силы общества без соответствующего роста народного потребления, без утилизации этих производительных сил на пользу трудящихся масс. Понимаемое в этом смысле рассматриваемое противоречие есть не подлежащий никакому сомнению, подтверждаемый ежедневным опытом миллионов людей факт, и именно наблюдение этого факта приводит работников ко взглядам, нашедшим полное и научное выражение в теории Маркса» (Ленин, Соч., т. II, стр. 422). Так как при капитализме развитие производительных сил сопровождается ростом резервной промышленной армии, падением реальной заработной платы, абсолютным обнищанием рабочего класса, то противоречие между производством и потреблением все более обостряется. «Чем больше развивается производительная сила, тем более впадает она в противоречие с тем узким