Страница:БСЭ-1 Том 35. Крестьянская газета - Ларсон (1937).pdf/92

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

бый турецкий вилайет, управляемый на основе трех регламентов, приложенных к фирману: 1) об организации судопроизводства для христиан и мусульман; 2) об административном делении острова на 5 губернаторств (Канеа, Сфакия, Ретимнон, Кандия, Ласити) и 21 епархию; 3) об учреждении административных (при губернаторах) и генерального (при генералгубернаторе) советов. Согласно этим регламентам, официальными языками признавались турецкий и греческий. Власть над островом принадлежала турецкому генерал-губернатору, при к-ром состояли два советника: мусульманин и христианин. Половина администрации острова должна была состоять из христиан.

Генеральный совет вилайета и, по его образцу, административные советы состояли из высших чиновников (советников), прокурора, митрополита, шести членов от населения. В действительности весь этот порядок зависел от генерал-губернатора и полностью не применялся.

Турецкий военно-феодальный режим, полнейший произвол всесильной и безответственной администрации, глушил всякую возможность свободного развития производительных сил, разорял города и крестьянство налогами и контрибуциями, всячески преследовал и боролся с развивающимся национально  — освободительным движением. Несмотря на неоднократные просьбы о помощи и защите от кровавой расправы, к-рой турки подвергали греч. население, «великие державы», стремившиеся превратить К. в свою колонию и не желавшие уступить его друг другу, предпочитали видеть К. под турецким владычеством. На основании ст. 23 Берлинского трактата 1878, Турция обязалась только ввести на К. «органический статут» с изменениями, к-рые «будут признаны справедливыми». После Греко-турецкой войны 1897 послы Великобритании, Франции, Италии и России разработали в Стамбуле 18/ХП 1897 «Органический статут острова Крита».

На основе ст. 1 К. объявлялся нейтральным, входил в состав Османской империи, но имел автономное правительство. Исполнительная власть передавалась ген. — губернатору из христиан, назначаемому на 5 лет султаном (ст. 2), а законодательная  — Национальному собранию (ст. 3). По предложению России, во главе острова был поставлен греческий принц Георг, который оставался на этом посту с 1899 по 1906, когда вследствие обострившихся отношений с главой буржуазно-либерального движения Венизелосом отказался от своих полномочий.

В 1908, после младотурецкой революции, на К. было образовано временное правительство, но объединение с Грецией снова не было допущено «великими державами». Во время Балканской войны 1912—13 народное собрание провозгласило присоединение Крита к Греции. По Лондонскому договору 30/V 1913 (ст. 4) Турция отказалась от К. в пользу союзных балканских государств, а по Греко-турецкому договору 14/XI 1913 остров вошел в состав Греции.

КРИТИЙ, древне-греческий скульптор 1-й половины 5 в. до хр. э., исполнивший, совместно с Несиотом, группу, представлявшую афинских тираноубийц Гармодия и Аристогейтона. Эта группа была поставлена в начале 3  — го десятилетия 5 века и представляла один из ярких образцов скульптуры переходного от архаики стиля; отлитый из бронзы оригинал до нас не дошел, сохранились лишь мраморные копии фигур тираноубийц.КРИТИЙ (455—403 до хр. э.), древне-греч. софист, политический деятель, государствовед, поэт и философ. Родом из знатной аристократической семьи, дядя Платона. Был злейшим фанатическим врагом афинской демократии и не брезговал никакими средствами для свержения власти «демоса». С помощью Спарты захватил политическую власть в Афинах, установил террористическую диктатуру «тридцати» и удерживал ее 8 месяцев (404—403) путем многочисленных казней политических врагов. Критий был одним из первых атеистов.

Ему приписывается взгляд на религию как на политическое изобретение. По его теории, религия — умная ложь. В качестве государствоведа Критий исследовал и подверг сравнительному обозрению политику различных государств и в этом отношении является отдаленным предшественником Аристотеля. Как писатель К. оставил след в поэзии (драматическая трилогия) и прозе («Афоризмы», «Гомилии»). В философии — эклектик и не имеет самостоятельного значения.

Лит.: Die Fragmenteder Vorsokratiker. Griechiscli und deutsch v. Hermann Diels, 4 Aufl., Bd I — III, B., 1922.

КРИТИЦИЗМ, разновидность идеализма и

агностицизма, идущая от Канта. К. противопоставляет себя «догматизму», как он называет учения, признающие объективную реальность отправным пунктом, непременным условием и объектом всякого познания. К. отвергает признаваемую Кантом (хотя и не познаваемую) «вещь в себе» и критикует дуалистический критицизм Канта справа, последовательно-идеалистически перерабатывает его, направляя свое острие против марксизма. Критицизм требует, чтобы научному познанию предшествовала теоретико-познавательная критика познавательных способностей, т. е. чтобы предварительно было выяснено, каковы возможности и границы познания. Несостоятельность такой постановки вопроса, требующей установить возможность и достоверность познания до познания, была понята уже Гегелем, писавшим, что нельзя научиться плавать, пока не опустился в воду. Окончательно опровергнута эта концепция диалектико-материалистическим учением Маркса и Ленина о практике как критерии истины.

Неправильная постановка проблемы теории познания приводит К. и к неправильному, субъективно-идеалистическому решению проблемы. К. приходит к отрицанию объективной истинности познания и щрцзнает значимость последнего только в пределах субъективного «опыта». «Объективность» в том виде, в каком ее понимает К., не есть, вопреки его притязаниям, преодоление скептицизма. Под «объективностью» К. разумеет не отражение объективной действительности, а общезначимость познания, обусловленную априорно присущими всякому разуму формами и категориями.

К. претендует на то, что им преодолевается как материализм, так и идеализм, утверждая при этом, что материализм, подобно идеализму, является, якобы, «догматическим» воззрением.

На самом же деле К. борется против всякого материализма, ноне против всякого идеализма, а только против определенной разновидности его — против объективного идеализма. Сам К. является, более или менее последовательно, другой разновидностью идеализма — субъективным идеализмом. См. также Кант, Неокантианство. Из русских сторонников К. наибо-