Страница:БСЭ-1 Том 36. Ларте - Лилло (1938).pdf/186

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

„Материализм и эмпириокритицизм“» (Сталин, Вопросы ленинизма, 10 изд., стр. 13—14). Разоблачив группу Богданова и показав, что как в области теории, так и в вопросах политической тактики взгляды этой группы представляют собой не что иное, как «меньшевизм наизнанку», Ленин добился изгнания отзовистов из рядов большевизма.

В этот же период Ленин вел напряженную, поистине героическую борьбу против злейших врагов рабочего класса  — ликвидаторов (Потресов, Мартов и др.), пытавшихся разрушить революционную социал-демократическую партию и образовать взамен нее законопослушную, по определению Ленина, «столыпинскую рабочую партию». В исключительно острой форме протекала борьба Ленина против гнуснейшей разновидности ликвидаторства  — троцкизма. Ленин сорвал маску с двурушника Троцкого, прикрывавшего пустозвонной фразой свое собственное предательство, как и предательство открытых ликвидаторов. За гнусное хамелеонство и политическое лицемерие Ленин назвал Троцкого «Иудушкой», Ленин нанес беспощадные, сокрушительные удары подлым приспешникам Троцкого — Каменеву, Зиновьеву, Рыкову, Сокольникову. Эти презренные людишки предали Ленина в трудный момент. Выступая под флагом примирения и «объединения враждующих фракций, они вступили за спиной Ленина в сговор с ликвидаторами и проходимцем Троцким для совместной  — борьбы за уничтожение партии. Каменева, Зиновьева, Рыкова и всю прочую двурушническую компанию примиренцев Ленин называл «скрытыми троцкистами» и рассматривал их как агентуру ликвидаторов внутри рядов большевизма. Не менее ожесточенную борьбу вел Ленин против примиренчества части польских социал-демократов во главе с Л. Тышко. В противовес беспринципному примиренчеству во всех его видах Ленин высказывался в этот период за блок с Плехановым и его группой меньшевиков-партийцев (см. Меньшевики). — С исключительной остротой Ленин формулировал в этот период задачу полного оформления большевиков в отдельную, самостоятельную партию. «Большевики должны теперь построить партию, построить из фракции партию, построить партию при помощи тех позиций, которые завоеваны фракционной борьбой» (Ленин, Соч., т. XIV, стр. 110).

Одновременно Ленин уделял много внимания вопросам международного рабочего и революционного движений в Европе и на Востоке. В октябре 1908 и ноябре 1909 Ленин принимал участие в заседаниях Международного социалистического бюро в Брюсселе. Здесь Ленин вел борьбу против Каутского, прикрывавшего оппортунизм английской рабочей партии; по вопросу о расколе в голландской партии Ленин поддерживал левых голландских марксистов («трибунистов»). В ряде статей, написанных в 1908 и 1909 («Горючий материал в мировой политике», «Воинствующий милитаризм и антимилитаристская тактика социал-демократии», «События на Балканах и в Персии» и др.), Ленин указывал на обострение империалистических противоречий и крайний рост милитаризма, предвещавшие грядущую мировую войну. Ленин решительно отстаивал революционную линию в отношении к войнам и милитаризму и критиковал близкую к социал-шовинизму позицию Бебеля и других лидеров 2-го Интернационала в этом вопросе. В статье «Марксизм и ревизионизм» и др. Ленин вскрывал социальные, идейные корни международного оппортунизма и особенности его проявления в обстановке империализма. Ленин указывал, что существо оппортунизма как течения, насквозь враждебного социализму, однородно, несмотря на гигантское разнообразие национальных особенностей и исторических моментов в состоянии разных стран. «Ревизионизм, — писал Ленин, — есть интернациональное явление... он глубже, чем различия национальных особенностей и степеней развития капитализма» (Ленин, Соч., т. XII, стр. 188—189). В противоположность «ученым дуракам» и «старым бабам» 2-го Интернационала, «которые пренебрежительно... морщили нос по поводу обилия „фракций“ в русском социализме и ожесточенности борьбы между ними» (Ленин, Соч., т. XXV, стр. 177), Ленин вскрывал объективную неизбежность обилия течений и фракций в русском социализме, показывал питавшую их почву — своеобразие классового состава России, переживавшей еще эпоху бурж. революций, отсталость страны, ее мелкобуржуазный характер. — С исключительной силой Ленин подчеркивал высокое принципиальное значение непрерывной и непримиримой борьбы большевиков против всех и всяческих оппортунистич. течений как в русском, так и международном социализме. Ленин, умевший заглядывать далеко вперед, еще в те годы предупреждал, что борьба с оппортунистами, борьба с врагами, рядящимися в марксистские одежды, развернется «в несравненно более крупных размерах, когда пролетарская революция обострит все спорные вопросы, сконцентрирует все разногласия на пунктах, имеющих самое непосредственное значение для определения поведения масс, заставит в пылу борьбы отделять врагов от друзей, выбрасывать плохих союзников для нанесения решительных ударов врагу» (Ленин, Соч., т. XII, стр. 189).

С 15/I по 5/II 1910 Ленин присутствовал на так называемом объединительном пленуме ЦК (в Париже), созванном примиренцами вопреки Ленину. На пленуме Ленин оказался один против всех врагов партии. Ленинская принципиальная линия борьбы на два фронта — против ликвидаторства справа и слева  — была встречена в штыки всеми антипартийными элементами, начиная от меньшевиков «голосовцев», Троцкого и кончая «левыми» впередовцами и т. н. «большевиками-примиренцами» во главе с двурушниками Каменевым и Зиновьевым. Роль последних была особенно гнусной. Они всячески помогали Иуде Троцкому в его грязной, интриганской борьбе против Ленина, уже тогда выступали в роли дворника у Троцкого, прочищающего ему дорогу. Но и в той тягчайшей для Ленина обстановке, какая была создана на пленуме, он сумел добиться большой принципиальной победы. Примиренческий пленум вынужден был принять под давлением Ленина резолюцию, осуждавшую ликвидаторство и отзовизм, как проявление буржуазного влияния на пролетариат.

Как и предвидел Ленин, «объединение» партии, провозглашенное примиренческим пленумом, оказалось фикцией. После пленума ликвидаторы, троцкисты, все враги большевизма еще с большей силой повели гнусную подрывную работу против партии. Враги знали, что