Страница:БСЭ-1 Том 36. Ларте - Лилло (1938).pdf/341

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

обществе. Печорин презирает барскую среду, хотя и кровно с ней связан; он томится, ищет, стремится и не знает ни пути, ни цели.

Печорину чужды общественные интересы, он возится с собой и, по собственному признанию, равнодушен ко всему, кроме себя самого. Л. в исповеди Печорина раскрыл самые сокровенные побуждения индивидуалиста. «Я смотрю на страдания и радости других, — пишет Печорин в своем дневнике, — только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы... Честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие  — подчинять моей воле все, что меня окружает...». «Ты для себя лишь хочешь воли»  — эта гениальная формула барского, буржуазного индивидуализма, данная Пушкиным в «Цыганах», получила глубокое развитие у Л. в «Герое нашего времени». Л. произнес приговор, не допускающий сомнения в трактовке Печорина. «Герой нашего времени», — писал Л., — милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». «Герой нашего времени»  — произведение оригинальнейшей композиции. «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Фаталист» образовали как бы венок новелл, сплетенных судьбой одного героя, до конца раскрытого в сердцевине венка, в сердце романа — дневнике Печорина. Лермонтов овладел пушкинским искусством короткого, сжатого, напряженного действием рассказа. Это искусство изображения человека в действии, через события, с ним происходящие, Л. сочетал с мастерством лирической исповеди, тонким психологии, анализом. «Княжна Мери» и есть исповедь Печорина, и, как подчеркивает автор, нельзя сомневаться в ее искренности. Печорин предельно откровенен в своих порой трагических, порой циничных признаниях. Они проливают свет на поведение героя, изображенное в новеллах.

Выступив наследником Пушкина и Рылеева, Л. не только укрепил и расширил их достижения. Его творчество было новым этапом, вне воздействия к-рого не оказалось бы возможным последующее развитие рус. литературы. Поэзия Л. во многом подготовила поэзию Некрасова. После Пушкина Л. с новой силой, драматизмом и философской глубиной поставил вопрос о судьбах и правах человеческой личности. В разработку ее психологии Л. внес такую наблюдательность, смелость, тонкость анализа, что в этом отношении он является прямым предшественником Л. Н. Толстого.

Соч. Л.: Полное собрание сочинений под ред. Д. Абрамовича, т. I — V, СПБ, Разряд изящной словесности имп. Академии наук, 1910—1913; Иллюстрированное полное собр. сочинений, ред. В. В. Каллаша, т. I — VI, М., «Печатник», 1914—1915 (сюда вошел ряд статей критического и мемуарного характера); Полное собрание сочинений в 5 томах, ред. текста и комментар. Б. М. Эйхенбаума, т. I — IV, «Academia», М., 1935—1936.

Лит.: Белинский В. Г., Полное собр. соч. под ред. и с примечаниями С. А. Венгерова, т. V и VI, СПБ, 1901—03; Герцен А. И., Из книги «О развитии революционных идей в России» (Избранные сочинения, [М.], 1937); Чернышевский Н. Г., Очерки гоголевского периода русской литературы, в его кн.: Избранные сочинения, [М.], 1931; Овсянико-Куликовский Д. Н., М. Ю. Лермонтов, СПБ, [1914]; Котляревский Н., Михаил Юрьевич Лермонтов, К столетию со дня рождения великого поэта, 5 изд., П., 1915; Гинцбург Д., О русском стихосложении. Опыт исследования ритмического строя стихотворений Лермонтова, Посмертное изд., П., 1915; Щеголев П. Е., Книга о Лермонтове, вып. 1—2, [Л.], 1929; Шувалов С. В., М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников и era письмах, М., 1923; Эйхенбаум Б., Лермонтов, Ленинград, 1924.

ЛЕРНЕР, Николай Осипович (1877—1934), историк литературы, по образованию юрист, известный пушкиновед и библиограф, автор работ о Пушкине, Лермонтове, Белинском, Чаадаеве, Полежаеве, Тургеневе, Лескове и др. В течение 40 лет предметом исключительного внимания Л. была биография Пушкина («А. С. Пушкин, Труды и дни», два издания: М., 1903, и 2-е испр. изд., СПБ, 1910). Кроме этой основной работы, ему принадлежат: «Проза Пушкина» (2-е изд., П., 1923), «Рассказы о Пушкине» (Л., 1929), «Пушкинологические очерки» (в кн.: «Звенья», т. V, М.—Л., 1935) и большое количество критич. разборов и рецензий. Являясь строгим и последовательным биографом документальности, Л. — типичный эмпирик, не дающий в своих трудах широких социальных обобщений. Особо следует выделить работу Л. по разыскиванию неизданных текстов произведений рус. писателей и опубликование их.

ЛЕРОС (Leros), остров в Эгейском м., в группе Юж. Спорад (Додеканез). Лежит против берега Карии на Ю.-В. от Патмоса; площадь  — 63 км². Принадлежит Италии.

ЛЕРУ (Leroux), Пьер (1797—1871), франц. утопический социалист. Был наборщиком, корректором, затем журналистом. В 1824 Л. основал журнал «Le Globe», ставший в 1831 органом сен-симонистов. Л. примкнул к сен-симонизму ненадолго. После раскола Л. — ярый противник Анфантена. Отойдя от сен-симонистов, он создает собственную теорию. В 1838 Л. вместе с Рено издавал «Encyclopédie nouvelle», где излагал свои философские и социальные взгляды. В 1841 он вместе с Жорж Занд (см.) издавал «Revue indépendante», на страницах которого в метких и резких статьях критиковал католическую церковь и эклектическую философию Кузена (см.). В 1848 Л. был избран в учредительное, а затем и в законодательное собрание. Речи Л. не имели политич. влияния. После государственного переворота 1851 Леру эмигрировал из Франции, куда вернулся в 1859 по амнистии.

Л. пытается соединить социализм с религией, утверждая, что религия является основой и началом равенства и гуманитаризма. В критике существующего общества Л. очень решителен. Но его представления о будущем обществе весьма неопределенны; его идеал близок к сен-симонистскому. Л. оказал известное влияние на литературное творчество Жорж Занд.

Соч. Л.: De l’égalité (1838); De l’humanité, de son principe et de son avenir, 2 vls (1840).

ЛЕРУА, Анри (правильнее де Руа, Гендрик; латинизировано  — Региус), голландский философ-материалист и врач (1598—1679). Л. родился в Утрехте в семье пивовара. По окончании школы он изучал юриспруденцию в Франскере, но вскоре переменил специальность и принялся за изучение медицины. После поездки в крупнейшие центры тогдашней медицины  — Париж, Монпелье, Падую — Л. в 1621 возвратился в родной город, где получил должность городского врача. Через посредство картезианца Г. Ренера, проф. философии основанной в 1634 в Утрехте Академии, Л. познакомился с философией Декарта и стал горячим приверженцем и пропагандистом механистически-материалистической физики Декарта. В 1638 Л. был избран профессором медицины и ботаники в Утрехте. В том же году началась его много-