Страница:БСЭ-1 Том 36. Ларте - Лилло (1938).pdf/39

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

гом было создание Советской Л. и воссоединение ее с РСФСР. Постановлением конференции, состоявшейся в Риге в мае 1918, меньшевики были исключены из рядов СДЛК. Нелегальные издания СДЛК (журнал «Спартак», воззвания) встречали в массах живой отклик. Связавшись с герм. спартаковцами, латышские большевики развернули также агитацию среди немецких солдат. После германской революции и аннулирования Брестского договора правительством РСФСР СДЛК на конференции в Риге 12/XII постановила начать подготовку вооруженного восстания. Временное Советское правительство было образовано 17/XII. Начавшееся вслед за этим восстание получило поддержку со стороны красных латышских стрелков и одержало полную победу в начале января 1919. Создание Советской власти в Л. было громадным достижением латвийских рабочих и крестьян (см. гл. Исторический очерк).

Коммунистическая партия Латвии. На своем VI Съезде, происходившем в Риге 1—6/III 1919, СДЛК приняла название «Коммунистическая партия Латвии» (КПЛ). Съезд постановил программой КПЛ признать программу РКП(б), к-рую должен был принять VIII Съезд РКП(б). В особой резолюции Съезд высказался за немедленное образование 3-го Интернационала. Однако Съезд КПЛ по ряду важнейших вопросов стал на антиленинский путь: было принято постановление о полном слиянии советских органов с партийными, об огосударствлении профсоюзов и о превращении их в «производственные союзы», о сохранении в Красной армии выборных органов. Аграрный вопрос на Съезде не обсуждался, но как-раз в это время (1/III) был опубликован декрет Советского правительства Латвии о земле, показавший, что СДЛК попрежнему стоит на ошибочных, антиленинских позициях (см. гл. Исторический очерк), и послуживший главной причиной подрыва союза пролетариата с крестьянством. Эта роковая ошибка была на-руку латышской буржуазии и иностранным империалистам, подготовлявшим в это время решительное наступление на Ригу с целью свержения Советской власти (см. гл. Исторический очерк).

После взятия Риги латвийской буржуазией, пришедшей к власти с помощью иностранных империалистов, было убито около 5.000 рабочих. Белый террор свирепствовал в стране в течение нескольких лет. Были расстреляны члены ЦК КПЛ, старые подпольщики-большевики Шильф-Яунзем, Берце, Пурин и сотни рядовых работников партии. Под вывеской «демократической республики» в Л. были восстановлены многие атрибуты царского режима: полицейские застенки, каторжные тюрьмы, провокация и т. д. Однако буржуазии не удалось уничтожить авангард латвийского рабочего класса КПЛ. Несмотря на непрерывные гонения, многочисленные провалы отдельных организаций, КПЛ сохранила свой нелегальный аппарат и постоянно пополняла свои ряды новыми борцами.

С утверждением Л. как независимой буржуазной республики прекратилась организационная связь между КПЛ и РКП(б). В феврале 1920 ЦК КПЛ постановил, что КПЛ конституируется как самостоятельная партия, входящая в Коминтерн. В первые годы работа КПЛ сводилась главным образом к агитации и пропаганде. Издание нелегального ЦО «Циня» было возобновлено в Риге уже в августе 1919. В 1923—30 ежегодно выходило в среднем 7 номеров. Издание ее продолжается и в настоящее время. Революционных воззваний КПЛ в указанные годы было выпущено 176, количество экземпляров превышало 2 млн. В годы частичной стабилизации капитализма партия успешно, использовала различные легальные возможности.

Основные установки в этом вопросе дал VII Съезд КПЛ (16—23/II 1923). КПЛ имела значительное влияние в профсоюзном движении Л. (см. гл. Профессиональное движение), в больничных кассах, в рабочих кооперативах, в культурно-просветительных обществах, в некоторых органах самоуправления. По временам ей удавалось выпускать и легальные марксистские издания. В выборах в Учредительное собрание Л. и в первые сеймы КПЛ не имела возможности участвовать. В 3-й сейм (в 1928) было избрано 6 кандидатов рабоче-крестьянской партии, которую поддерживала КПЛ; в 4-м сейме, избранном в 1931, было в рабоче-крестьянской фракции 7 депутатов. Массовые выступления пролетариата (забастовки, демонстрации) в значительной мере проходили под руководством КПЛ. Борьба КПЛ против угрозы фашизма и подготовки новой империалистической войны встречала живое сочувствие широких масс трудящихся.

В своей работе КПЛ совершила немало политических ошибок. В первый период (приблизительно до 1924—25) в партии преобладали лево-сектантские настроения, к-рые препятствовали развертыванию работы в легальных обществах. В дальнейшем, особенно с 1927, усилилась опасность правого уклона, особенно в деятельности рабоче-крестьянской фракции сейма. Лево-сектантские ошибки руководства в период 1931—34 явились одним из важнейших препятствий к последовательному проведению тактики единого фронта. В деле выправления своей политической линии КПЛ получала содействие со стороны Коминтерна. В 1932—33 партия потратила много усилий на ликвидацию контрреволюционной троцкистской группировки, имевшей перед этим влияние в руководящих органах КПЛ. Уже на VII Съезде (в 1923) был поставлен вопрос о пересмотре ошибочной позиции, к-рую КПЛ, как и ее предшественница СДЛК, на протяжении многих лет занимала по аграрному вопросу. Теоретическая дискуссия по этому вопросу, проведенная в 1930—31, нашла свое завершение на VIII Съезде КПЛ (1931), принявшем аграрную программу на основе ленинских принципов.

В виду нарастания опасности фашистского переворота КПЛ неоднократно предлагала социал-демократам тактику единого фронта, но вожди СДРПЛ отвергали все предложения, усыпляя бдительность масс уверениями, что в демократической Л. фашистский переворот немыслим. Сама КПЛ в мае 1934 не учитывала непосредственной близости переворота и была застигнута врасплох заговором Ульманиса. Не имея достаточно прочных связей с массами, КПЛ не могла самостоятельно организовать отпор фашистским заговорщикам. Победа фашизма нанесла сильнейший удар латвийскому пролетариату и его авангарду — КПЛ. Фашисты разрушили все легальные и полулегальные организации рабочих, усилили систему белого террора, разгромили ряд местных организаций КПЛ. Руководство КПЛ после переворота до-