Страница:БСЭ-1 Том 36. Ларте - Лилло (1938).pdf/88

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

ки лежания перед дичью (собака также накрывалась сетью). Отсюда и название «лежачья» или «легавая» собака; по-английски то же значит «сеттер». С развитием ружейной дробовой охоты 16 века стойка выражалась остановкой без лежания. К лежанию особенно были способны эпаньели, испанские длинношерстные Л. На смену им выступили короткошерстные браки (см.) с типичной стойкой. К наиболее древним бракам относятся испанские и французские. Первые оказали сильное влияние на породы Л. Европы. Их признаками были: тяжелая голова, длинные уши, квадратная морда, сильно развитые ноздри, часто разделенные жолобом, отвислые губы, толстая шея, большие и сильные лапы, короткая шерсть, чаще белая, с каштановыми пятнами. Они обладалиБСЭ1. Легавые.jpgПойнтер. прекрасным чутьем и хорошей наследственной стойкой, но коротким, медленным поиском и быстрой утомляемостью. При участии испанского брака образовались в других странах тяжелые и легкие браки. С 16 в. известны короткошерстные длинноухие собаки в Германии. Пойнтер (см.), т. е. «указатель», известный в Англии уже в начале 17 в., с середины 18 в. получил там (а потом и в Европе) широкое распространение. Развитие данной породы шло в направлении большей легкости, неутомляемости, широкого поиска. Позднее пойнтеров иногда скрещивали с континентальными породами гладкошерстных Л. Длинношерстные птичьи собаки более древни. Наиболее известны и разнообразны англ. спаниели, различающиеся ростом, форматом, назначением. По слабой склонности к стойке они скорее «птичьи гончие». В Англии они известны с 14 в. Позднее выделились суссексы, коккеры, клумберы, фильд-спаниели — коротконогие, сильного сложения, с длинной, нередко жесткой шерстью. От средневековой испанки, имевшей средний рост, выработаны современные спаниели и сеттеры (см.). Подобно пойнтерам, сеттеры в Англии заняли среди Л. первые места; их — три отродья: гордой, ирландские и лаверак. Длинношерстные охотничьи Германии известны с 13 в. К легавым относят и собак, подающих дичь, или ретриверов (см.). Еще различают легавых, имеющих на морде удлиненные волосы. Они известны во Франции, Германии и Италии с 16 века. К ним относятся грифоны, барбеты, южно-европейские породы и итальянские спиноны. Они бывают и длинношерстными и короткошерстными.

ЛЕГАЛЬНЫЕ МАРКСИСТЫ, см. Легальный марксизм.

ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ, литературно-политическое течение среди либеральной буржуазной интеллигенции (П. Струве, М. Туган-Барановский, С. Булгаков, Н. Бердяев и др.), выступившей в легальной печати 90-х гг. 19 в. против народничества под флагом марксизма, но извращавшей марксизм в интересах буржуазии. «Это были, — говорит Ленин, — буржуазные демократы, для которых разрыв с народничеством означал переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому социализму, как для нас, а к буржуазному либерализму» (Ленин, Сочинения, том XII, стр. 57). Ленин тогда же определил легальный марксизм как «отражение марксизма в буржуазной литературе» (там же, стр. 59).

Первым выступлением Л. м. в России следует считать известную книгу П. Б. Струве «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России», вышедшую осенью 1894. В предисловии к этой книге, подвергавшей критике социологические и экономические взгляды народников, автор так определял свое отношение к марксизму: «Примыкая по некоторым основным вопросам к совершенно определившимся в литературе взглядам, он нисколько не считал себя связанным буквой и кодексом какой-нибудь доктрины. Ортодоксией он не заражен». Во всей книге проводится ревизия марксизма по всем основным вопросам. В противовес учению Маркса о государстве как организации классового господства, Струве провозглашал, якобы, надклассовый характер государства («государство есть прежде всего организация порядка»), отрицал противоречия капиталистического общества, ведущие его к неизбежной гибели, и, отвергая теорию грядущей пролетарской революции и диктатуру пролетариата, выдвигал реформистскую идею непрерывной «эволюции». Заканчивалась книга безоговорочным признанием капитализма как «могущественного фактора культурного прогресса», верой в прочное и длительное существование капитализма в России, призывом  — «признаем нашу некультурность и пойдем на выучку к капитализму». Ленин тогда же (в отличие от Плеханова, который вначале отнесся к книге Струве весьма сочувственно) подверг резкой критике эти искажения марксизма в книге Струве сперва в реферате, прочитанном в небольшом собрании марксистов, а затем в большой работе, напечатанной под псевдонимом Тулина в сожженном цензурой марксистском сборнике. В этой своей исторической работе «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве» (1895) Ленин вскрывает в лице Струве не только ревизиониста, но и типичного русского либерала. Ленин отмечает абстрактность и мнимый профессорский буржуазный объективизм Струве, замазывание вопроса о классах и классовой борьбе, за к-рым скрывалась прямая апология капитализма, защита классовых интересов буржуазии. Явно апологетический по отношению к капитализму характер носила также попытка Струве представить бедствия народных масс — нищету, безработицу при капитализме — не как результат капиталистического строя и эксплоатации, а как результат перенаселения, т. е. слишком быстрого роста населения по сравнению со средствами существования. В критике народничества Ленин резко противопоставлял позицию революционного марксизма либеральной, огульно охаивавшей народничество позиции Струве, подчеркивая наряду с реакцион. стороной программы народни  — 4 чества ее прогрессивную сторону — демократизм. — С 1896—97 Струве, к к-рому примкнули