Страница:БСЭ-1 Том 37. Лилль - Маммалогия (1938).pdf/252

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

суток. Ускорение Л., следовательно, является кажущимся вследствие изменения единицы времени. Во-вторых, для согласования классич. теории с наблюдениями пришлось включить в таблицы чисто эмпирич. поправку долготы периодич. характера, т. н. большой эмпирич. член в форме 4—13", 6 sin (1,°39t+243°), где t — время, выраженное в годах, считая от 1900. Период этого члена равен 260 годам, и он также не имеет объяснения в теории. Наконец, в наблюдаемой долготе Л. остаются еще малые колебания с амплитудой до 4", складывающиеся из членов с периодами 59 и 70 лет или совсем неправильные. Все эти периодич. отклонения истинной долготы Л. от гравитационной теории называются флюктуациями. Их причина, вероятнее всего, лежит в неправильностях вращения Земли, зависящих от каких-то перемещений коры или более глубоких слоев. Наблюденная поправка броуновских таблиц в 1922 составляла4—85", в 1936 4—5" и в наст, время продолжает уменьшаться.

Масса, плотность и тяжесть на поверхности Л. По Броуну, масса Л. равна 1 : 81, 53 массы

Земли. Плотность по отношению к воде=3, 33.

Это число совпадает с плотностью базальтовых пород. Тяжесть на поверхности Л. равняется Ve тяжести на Земле.

Вращение Л., оптическая и физическая либрации. Законы вращения Луны вокруг оси

были открыты Кассини в 1693: 1) Л.~ равномерно вращается вокруг неподвижной в ней самой оси и точно в то же самое время, как вокруг Земли; 2) наклон этой оси к плоскости эклиптики остается постоянным; 3) три плоскости: лунного экватора, лунной орбиты и эклиптики, проведенные через центр Земли, пересекаются по одной прямой (линия узлов), причем нисходящий узел лунного экватора на эклиптике совпадает с восходящим узлом лунной орбиты (см. рисунок). Вследствие первого закона Л. всегда обращена к Земле одной стороной, что легко заметить по пятнам. Как начало для отсчета долгот на поверхности Л. установлен первый радиус. Он лежит в плоскости лунного экватора и направлен к центру Земли в момент, когда Л. находится одновременно в перигее и в узле своей орбиты. В результате неравномерного движения Л. вокруг Земли и вследствие наклона экватора Л. к ее орбите на 6° 41', начальный радиус не проходит вообще через центр Земли, но периодически уклоняется от этого среднего ‘ положения по долготе на ±7° 45' и по широте на ±6° 41'.

Это явление называется оптич. либрацией.

Наблюдателю кажется, что в течение месяца Л. совершает небольшие маятникообразные колебания во все стороны около неподвижного центра. Благодаря этому обстоятельству мы можем видеть больше половины лунной поверхности и можем определять геометрич. методом расстояния различных точек поверхности Л. от центра, т. е. изучать фигуру Л. — Существует еще суточная либрация, зависящая от того, что наблюдатель, находясь на поверхности Земли, участвует в ее вращении. Максимум суточной либрации — ГГ. Благодаря обеим либрациям наблюдается 4/7 поверхности Л.

В связи с оптич. либрацией стоит физич. либрация. Так называются малые изменения периодич. характера в наклонности лунного экватора к эклиптике, в долготе его узла и в долготе первого радиуса, т. е. малые отступления истинного вращения от законов Кассини.

Они зависят от формы Л. и от распределения плотностей, иначе — от главных моментов инерции Л. Земля возмущает своим притяжением вращательное движение Л. благодаря тому, что масса Л. распределена вообще несимметрично вокруг прямой, соединяющей центры Земли и Л. Физическая либрация обнаруживается для наблюда 488

теля в едва заметных перемещениях пятен на диске Л.

(ок. 0", 4) по отношению к их теоретич. положениям, вычисленным по законам Кассини. Теория указывает еще на свободную либрацию, зависящую от начальных условий вращения Л. и от моментов инерции. Однако пока не удается вывести ее с уверенностью из наблюдений.

Для изучения физической либрации наблюдают небольшой, резко очерченный кратер М osting А, лежащий вблизи середины лунного диска. Видимые его перемещения относительно краев Луны позволяют вывести все величины, характеризующие вращательное движение Луны. Из этих же измерений, производимых на фотографиях или непосредственно через трубу (лучше всего употреблять для этой цели гелиометр), можно делать выводы и о фигуре края и диска и о фигуре Л. как тела.

Оказывается, что Л. не является сферой, но несколько вытянута по направлению к Земле (на 0, 5 км). В Южном полушарии, в районе полюса, существует или высокое плоскогорье или широкий горный хребет, к-рый, выходя на край Л. при положительной либрации по широте, периодически вызывает кажущееся увеличение видимого диаметра Л. (до 2", 0).

Рельеф краевой зоны Л. дается картами Тайна (1914), в к-рых, однако, не отражено указанное здесь изменение радиуса. Эти карты должны считаться устаревшими. Наиболее продолжительные ряды наблюдений физич. либрации Л. сделаны в обсерватории им. Энгельгардта близ Казани (с 1895 до наст, времени).

Поверхность Луны. Самые крупные образования на Луне, уже заметные для невооруженного глаза, именно — обширные темные пятна, были названы морями. Им* были даны названия: море Кризисов, Ясности, Плодородия, Нектара, Дождей, Облаков, Влажности, Холода, Океан Бурь (см. карту). Но едва ли когданибудь были на Л. моря. В настоящее время там нет никаких признаков воды. В телескоп видны: 1) многие сотни кратеров, состоящих из кольцеобразного вала и внутренней впадины.

Диаметры этих валов весьма разнообразны и изменяются в пределах от нескольких сотен метров до 200—300 км. В центре впадины иногда наблюдается одна или несколько горок.

Наиболее крупные кратеры названы именами древних и средневековых астрономов и ученых.

По мнению Вильяма Пикеринга, число кратеров и кратерных ямок, видимых при благоприятных условиях, заключается между 200.000 и миллионом. 2) Горные цепи, тянущиеся по краям «морей»: Апеннины, Альпы, Кавказ и др. В них встречаются вершины до 8 км высотой (Лейбниц, Дерфель). 3) Светлые полосы или лучи, исходящие радиально от нек-рых крупных кратеров. Лучи тянутся на сотни километров. Один из лучей системы кратера «Тихо» имеет длину 2.100 км. Вообще лучи не прерываются и не изменяют прямолинейности при пересечении их горами. 4) «Сияние» вокруг некоторых кратеров (вокруг Кеплера, Аристарха). 5) Бороздки — узкие и глубокие ущелья, при рассматривании в трубу имеющие вид черных жилок. Они особенно заметны около кратера Гигинус. Это, вероятно, трещины в лунной коре. 6) Террасообразные плоскогорья среди равнин. Точно установленных изменений на Л. нет, за исключением, может быть, кратера Линнея, к-рый в 19 в. утратил свою явно выраженную форму кратера, каким его видели несколько астрономов. На его месте теперь можно рассмотреть только небольшое светлое пятно без признаков цент-