Страница:БСЭ-1 Том 37. Лилль - Маммалогия (1938).pdf/26

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

ние обладает определенным числом частей цветка. На этом основании Л. создал свою знаменитую искусственную т. н. половую систему растений, классы к-рой он обосновывал на числе частей цветка и прежде всего на числе тычинок. Искусственная система растений Л. состоит всего из 24 классов. Только первые 13 классов основаны на чистом принципе числа тычинок, 14-й и 15-й — на том, что тычинки могут быть неравной длины, 16-й, 17-й и 18-й классы основаны на сращении тычинок своими нитями, 19-й — на сращении тычинок не нитями, а пыльниками, 20-й — на сращении тычинок со столбиком, 21—23-й — на однодомности, двудомности и многодомности. Наконец, последний 24-й класс — тайнобрачные, т. е. те, у которых органы размножения невидимы без микроскопа, которым Линней почти не пользовался. Каждый класс разделяется на порядки. Всех порядков 116; всех родов описано Линнеем более 1.000, а видов около 10 тысяч.

В своей системе Л. умело использовал принципы и признаки, выдвигавшиеся и прежними систематиками, и его систему растений можно рассматривать как конечный блестящий этап периода создания искусственных систем растений. Система растений Л. в свое время сыграла огромную роль, так как с помощью ее была дана отчетливая картина всей совокупности мира растений и стало возможным для неспециалиста определять растения, т. е. находить научные их названия. Благодаря легкости системы Л. она вызвала громадный подъем интереса к исследованию и описанию растений. В несколько десятков лет число изученных и названных растений достигло 100.000, т. е. удесятерилось. Какие бы недостатки ни имела эта система, но она сделала свое дело, побудила многочисленных последователей Л. к усиленной работе и дала колоссальный фактический материал для последующих обобщений. Линней ясно различал искусственную и естественную (основанную не на одном признаке, а на совокупности многих признаков) системы растений и сознавал преимущество последней. «Искусственная система, — говорил он, — нужна только, пока не найдена естественная». Он сделал попытку создать естественную систему растений, но значительного успеха в этом не имел.

Большая часть научных работ Л. принадлежит ботанике. Он разработал точные термины для обозначения различных форм листьев, частей цветка и различных плодов. Он много занимался выяснением значения тычинок и пестиков, делал опыты, окончательно выяснившие, что без опыления рыльца пыльцой семян не образуется, и получил от Петербургской академии наук премию за работу «Пол растений». — Л. оставил след и в ботанич. географии. Он один из первых обратил внимание на тесную связь между растением и почвой, интересовался вопросами вертикального распространения растений в горах и их расселением по земле. Задолго до Гумбольдта Л. объяснял разнообразие флоры различиями в климате разных поясов на горных склонах. — Велики заслуги Л. и в области зоологии. В «Системе природы» разработана классификация гл. обр. млекопитающих, птиц, амфибий (Линней еще не различал отдельного класса пресмыкающихся), рыб и насекомых. Остальные отделы животного царства, требующие для своего освещения отсутствовавших тогда сравнительно-анатомических исследований, собраны под наименованием червей и только намечены. Заслуга Л. здесь в том, что он верно оценил и ввел в науку выделение высшего класса — млекопитающих животных  — на основании присутствия желез, отделяющих молоко. Другим очень важным и смелым нововведением Л. было то, что он поместил человека в класс млекопитающих и в отряд приматов вместе с обезьянами и полуобезьянами. Это особенно интересно потому, что Л. был глубоко религиозен и отличался большой ортодоксальностью по отношению к Библии. Много занимался Л. насекомыми; он собрал большие коллекции, изучил массу форм и установил их классификацию, которую всю жизнь улучшал и переделывал. По морфологии насекомых Л. установил, что надкрылья жуков и клопов являются измененными передними крыльями, разработал вопрос о так наз. антеннах (сяжки, усики), доказав общее происхождение этих чрезвычайно разнообразных по внешнему виду органов на голове насекомых. Линней обратил большое внимание на развитие насекомых, проследил превращение многих из них; он первый отметил те особенности, благодаря которым насекомые укрываются от врагов и которые известны теперь под именем мимикрии. Большое влияние на развитие описательной зоологии имела Линнеева «Фауна Швеции», ставшая на долгое время образцом для последующих фаун не только в Швеции, но и в других странах.

Л. усердно занимался рудным делом и пробирным искусством. Классифицируя все, что имело отношение к изучению природы, он в своей «Системе природы» отвел должное место также и классификации минерального мира. Л. наметил также верные пути к изучению осадочных пород. Он ясно представлял себе вековые колебания суши и моря, описал террасы отступания на морских берегах Швеции против о-ва Готланда. Л. положено начало (1753) изучению трилобитов, ископаемых членистоногих, чрезвычайно обильных в морях силурийского периода.

Если Линней вошел в историю главным образом как ботаник, то при жизни он был очень известен также как врач и теоретик медицины. Главные медицинские труды Линнея: «Лекарственные вещества» («Materia medica»), «Роды болезней» («Genera morborum») (1763) и «Ключ к медицине («Clavis medicinae», 1766). Медицинские заслуги Линнея сводятся к введению в учение о болезнях естественно-исторического метода, к установлению признаков болезни, согласно с трудами Бургава и Соважа, к установлению причин многих болезней, к их более правильной классификации, наконец, к установлению правильного лечения нек-рых из них. Так, Л. первый установил правильный метод борьбы с солитером. Кроме того, Л. принадлежит честь открытия ядовитых и лекарственных свойств весьма многих растений. Он ввел целый ряд новых лекарств, среди которых корень сенеги и до сих пор сохранил свое место в фармакопее. — Л. проложил широкий путь к введению естественных наук в университетское преподавание. Он всегда умел связать отвлеченные вопросы с требованиями практической жизни. Он создал Упсальскому ун-ту большую славу, и туда стали в большом количестве съезжаться студенты. Многие из учеников Л. сделались известными учеными, занимали кафедры в других университетах разных стран, и Л. являлся признанным главой ботаников и зоологов. Главные работы Л.