Страница:БСЭ-1 Том 37. Лилль - Маммалогия (1938).pdf/285

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
  • 551

ЛЮКСЕМБУРГ

люцией и национально-освободительным движением и противопоставили всю эту полуменьшевистскую кашу, являющуюся сплошной недооценкой национально-колониального вопроса, марксистской схеме большевиков». Враги революции — троцкисты — подхватили эту теорию «как орудие борьбы против ленинизма» (Сталин, Вопросы ленинизма, 10 издание, стр. 471—472).

Против большевистского решения национального вопроса Л. активно боролась начиная с 1903, в частности по вопросу о самоопределении Польши. Неправильная позиция Л. по национальному вопросу тесно связана с ее теорией империализма (см. ниже — Экономическая концепция Р. Люксембург). Из этой теории вытекало глубоко ошибочное положение Л., зафиксированное в тезисах группы «Интернационал» и гласившее: «В эпоху... разнузданного империализма не может более быть никаких национальных войн» (см. Ленин, Соч., т. XIX, стр. 180). В теоретическом отношении это положение было вульгаризацией марксизма. «В практически-политическом отношении, — писал Ленин, — эта ошибка очень вредна: из нее выводят нелепую пропаганду „разоружения”...; из нее выводят еще более нелепое и прямо’реакционное равнодушие к национальным движениям» (Ленин, там же, стр. 184). Поскольку Л. исходила из неверной теории, она не могла дать и правильных лозунгов борьбы. Резко выступая против шовинистич. лозунга защиты буржуазного отечества, Л. противопоставляла ему не гражданскую войну — войну пролетариата против своей буржуазии, — а пыталась найти общенациональные лозунги и выдвинула «старую истиннонациональную программу патриотов и демократов 1848»  — «Велико-германскую республику», т. е. ту программу, к-рую демократы выдвигали в эпоху буржуазно-демократической, а не пролетарской революции. В связи с этим Ленин писал: «Юниус (псевдоним Л. — Реб.)..., с одной стороны, прекрасно вскрыл империалистский характер данной войны, в отличие от национальной, а с другой стороны впал в чрезвычайно странную ошибку, пытаясь за волосы притянуть национальную программу кдан ной, не национальной, войне!» (Лени н, там же, стр. 185).

Л. сыграла большую роль в разоблачении во время войны измены большинства вождей с. — д. партии, названной Л. «смердящим трупом».

Люксембург была одним из руководителей боевого революционного органа во время войны «Die Internationale», боровшегося против разгула шовинизма в Германии и разоблачавшего социал-патриотич. руководство с. — д. партии.

Под ее руководством сплотились левые элементы с. — д. и был создан революционный союз «Спартак» (1916), из к-рого впоследствии образовалась коммунистич. партия Германии. Но непоследовательность Л. в теоретической и политической борьбе обусловила слабость левых, их неподготовленность к руководству великими классовыми битвами пролетариата. Резко бичуя измену германской с. — д. партии делу пролетариата, Л. не ставила вопроса об источниках этой измены, о связи социал-шовинизма с оппортунизмом и не вскрывала политич. роли и значения центризма, прикрывавшего оппортунизм. Критикуя позицию Л. в этом вопросе, Ленин писал: «нельзя объяснить „измены” (социал-демократов. — Ред.), не по 552

ставив ее в связь с оппортунизмом, как направлением, имеющим за собой длинную историю, историю всего 2  — го Интернационала..., нельзя ни понять „кризиса социалдемократии”, ни преодолеть его, не выяснив значения и роли двух направлений: открыто оппортунистического (Легин, Давид и т. д.) и прикрыто оппортунистического (Каутский и К0)» (Ленин, там же, стр. 179). Именно потому, что Л. и группировавшиеся вокруг нее германские левые эти вопросы обходили, они слишком долго не шли на раскол с. — д. и по ряду вопросов продолжали оставаться в плену центризма. В своей брошюре «Русская революция», написанной Л. в тюрьме в 1918, Л. показала, что она не поняла характера и задач Великой Октябрьской социалистической революции, критикуя ее с меньшевистских позиций.

По выходе из тюрьмы в ноябре 1918 Люксембург на деле исправила ряд тяжелых ошибок, допущенных ею в этой брошюре. Вместе с К. Либкнехтом она возглавила революционное восстание германского пролетариата. Но и тут Л., беззаветно преданная делу революции, не смогла освободиться от всех своих ошибочных теорий и допустила грубейшие ошибки. Глубоко ошибочным оказался лозунг захвата власти пролетариатом постепенно, «снизу вверх», т. е. вначале на отдельных предприятиях и лишь в конечном счете — политической власти в общегосударственном масштабе. Ошибочным был лозунг Л. о роспуске профессиональных союзов, которые находились под руководством ренегатов. Эти неправильные лозунги влекли за собой разобщение сил пролетариата, изоляцию от масс революционных элементов рабочего класса. Люксембургианские теории стихийности и автоматич. краха капитализма (см. ниже — Экономическая концепция Р. Люксембург), недооценка руководящей роли революционной партии пролетариата способствовали поражению революции; их использовали враги революции, контрреволюционные троцкисты, пытавшиеся прикрываться революционной фразой, а на деле превратившиеся «в оголтелую и беспринципную банду вредителей, диверсантов, шпионов и убийц, действующих по заданиям разведывательных органов иностранных государств» (Сталин, О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников, 1937, стр. 11).

После подавления январского восстания берлинского пролетариата Л. была арестована 15/1 1919 и зверски убита контрреволюционными офицерами. Л. умерла на боевом посту за дело рабочего класса. Отдавая должное ее революционным заслугам, необходимо последовательно и беспощадно критиковать ее теоретические и политические ошибки, под флагом к-рых неоднократно выстуцали и выступают контрреволюционные троцкисты.

Экономическая

концепция Р. Люксембург.

По основным проблемам политич. экономии Л. развивала и защищала полуменыпевистские взгляды, образующие экономическую концепцию люксембургианства. В систематизированном и обобщенном виде эти взгляды изложены в двух основных экономических работах Л. — «Введение в политическую экономию» и «Накопление капитала». Обе эти работы написаны ею незадолго до первой империалистической войны (1914—18) и находятся во внутренней связи друг с другом. Уделяя во «Введении в политическую экономию» большое