Страница:БСЭ-1 Том 37. Лилль - Маммалогия (1938).pdf/422

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

дений. М. С. сцстоял из председателя, заместителя и членов: от Наркомюста, Наркомфина, НК РКИ, ВЦСПС, одного представителя от местных советов и двух вневедомственных членов, назначенных для работы исключительно в М. С. Состав М. С. назначался СНК РСФСР.

В случае протеста какого-либо ведомства против постановления М. С. вопрос переносился на рассмотрение СНК РСФСР. Постановления М. С., подписанные председателем СНК РСФСР, осуществлявшим общее наблюдение за деятельностью М. С., вступали в законную силу как постановления СНК в случае непоступления протеста в установленный срок и согласия с ними председателя СНК РСФСР. Ликвидирован в 1930.

МАЛЫЙ ТЕАТР (Государственный ордена Ленина академический Малый театр в Москве). Началом существования М. т. условно считается 14/Х 1824, когда казенная драматическая труппа, образованная еще в 1806 и обладавшая в лице Щепкина и Мочалова величайшими актерами комедии и трагедии, дала первый спектакль в нынешнем здании М. т. — Значение М. т. в истории русской общественности и культуры велико.

Из всех казенных театров царской России М. т. был менее других «казенным» и никогда не был театром придворным. М. т. явился «порождением лучшей части русской интеллигенции в ее борьбе с самодержавием, со всеми порождениями закорузлого феодального строя, а отчасти и с капитализмом» (А. Луначарский).

Несмотря на систему притеснения и административного произвола, отражавшуюся на репертуаре и жизненном укладе М. т., искривлявшую его творческий путь, М. т. в основном оставался всегда театром прогрессивной общественной мысли.

Рожденный «в лихолетье николаевской эпохи кнута и виселицы, — Малый театр сразу же стал на позиции реалистического творчества и тем самым  — на позиции борьбы с крепостничеством... театр был рупором передовой русской интеллигенции, не мирившейся с самодержавием, в разнообразнейших формах подымавшей голос протеста против официальной самодержавно-бюрократической России» («Правда», передовая статья от 24/IX 1937).

Великий русский критик Белинский говорил в годы николаевской реакции, что он ходит в театр, чтобы «жить не своей только жизнью, а жить хотя бы призраком, тенью социального существа». В 1850  — х гг. генерал-губернатор Закревский доносил, что «представления» М. т. могут «произвести переворот в государстве».

Некоторые премьеры М. т. («Ревизор», 1836; «Не в свои сани не садись», 1853) по своей общественной действенности принимали характер событий политич. значения. Премьера театра «Овечий источник» Лопе де Вега (1876) превратилась в демонстрацию революционного народничества. Одна из великих артисток М. т.

Ермолова, игравшая роль Лауренсии, с этих пор, по словам В. Немировича-Данченко, «становится кумиром революционной молодежи».

Основой репертуара М. т. были произведения мировых и русских классиков: Шекспира, Мольера, Шиллера, Гёте, Бомарше, Гюго, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Островского, Л. Толстого, Горького и др. Пьесы Кальдерона и Лопе де Вега впервые появились в России на сцене М. т. Из 37 пьес Шекспира в М. т. поставлены 27, из них 17 сыграны впервые нарусском языке. Актерское толкование образов Гоголя и Островского в М. т. вскрывало их социальную природу так же, как это делалось в критике Белинского и Добролюбова. Имея в своем составе лучшие актерские силы всей России и будучи непосредственно творчески связанным с великими писателями — Грибоедовым, Гоголем, Островским и др., — М. т. явился основоположником русского сценического реализма, идущего от Щепкина, и героического романтизма, идущего от Мочалова. Слова Герцена о Щепкине, что «он создал правду на русской сцене и первый стал нетеатрален в театре», полностью приложимы к «Дому Щепкина».

Чуждаясь натурализма как внешнего копирования действительности, М. т. стремился к полноте постижения и изображения человеческого бытия и потому всегда был театром не только реалистической драмы и комедии, но и романтической трагедии. Малый театр утверждал культуру актера, от которого требовал внутренней и внешней техники, положив в основу спектакля классическую стройность актерского ансамбля. Своей творческой практикой, поездками по провинции М. т. оказал огромное воспитательное влияние на русский театр 19 века.

Сохраняя с 1806 до наших дней преемство актерских поколений, М. т. дал русской сцене ряд блестящих представителей всех жанров драматич. искусства. Вслед за «отцом сценического реализма» Щепкиным и гением романтического порыва Мочаловым в М. т. творили: комик-импровизатор В. И. Живокини, мастера сценического перевоплощения, «актеры без амплуа»  — Е. Н. Васильева и С. В. Шумский.

Мастерами драмы и высокой комедии, вслед за И. В. Самариным, явились Н. М. Медведева, Н. А. Никулина, А. И. Южин, Е. К. Лешковская. Дело родоначальника «бытового реализма» П. М. Садовского, выступавшего с огромным успехом в пьесах Островского, продолжали Л. П. Никулина-Косицкая, С. В. Васильев, О. О. и М. П. Садовские, Н. И. Музиль, К. Н. Рыбаков, О. А. Правдин. Выдающимся продолжателем линии Щепкина была Г. Н. Федотова. Многогранный талант и упорный труд позволяли ей одинаково блестяще выступать в комедиях, драмах и трагедиях. По мочаловскому пути игры «нутром», т. е. руководясь преимущественно интуицией и порывом вдохновения, шли К. Н. Полтавцев, Ф. П. Горев и М. Н. Ермолова (см). Однако в творчестве этой замечательной трагедийной актрисы заметно также влияние щепкинской традиции настойчивого труда над ролью. Крупный артист Малого театра А. П. Ленский, исключительный художник, соединял в себе талант артиста и режиссера. В течение трех четвертей века М. т. был центром русской театральной культуры.

В дореволюционный период театр переживал упадок. Его репертуар был заполнен безидейными пьесами, «сведшими мощный реализм Гоголя и Островского к самой бесцветной обыденщине» (Сумбатов). Реализм терял глубину творческого постижения жизни, спускаясь до внешнего бытоописательства, а романтизм вырождался во внешнюю патетичность, лишенную внутренней эмоциональности. Отсутствие творчески полноценной режиссуры резко понижало художественную ценность спектаклей. М. т. терял своего зрителя.

Попытки А. П. Ленского и А. И. Южина