Страница:БСЭ-1 Том 38. Маммилярия - Мера стоимости (1938).pdf/410

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

нашел «особые точки» в растворах, характеризующие их химизм. Одновременно с гидратной химической теорией растворов развивались физические теории растворов — осмотическая теория и теория электролитической диссоциации. Весь богатый научный, технический и педагогический опыт Менделеева как бы сконцентрировался в его классическом учебнике «Основы химии».

Периодический закон М. После атомистической теории Дальтона периодич. закон М. представляет собой второй этап грандиозного обобщения всего эмпирич. материала в химии.

Он повлек за собой глубочайшую перестройку всей химии, какой эта наука не испытывала со времени Лавуазье и Дальтона. И если Дальтон положил своей атомистикой действительное начало новейшей химии, то М. завершил периодич. законом классич. период в химии.

До открытия периодич. закона не могло быть и в действительности не было даже и попыток предсказывать новые элементы. Не было убедительных оснований предполагать существование новых элементов, тем более заранее указывать свойства еще неизвестных элементов и их соединений. Открытие новых элементов носило случайный характер, «было прямым эмпиризмом» (Менделеев), и естественно, что к этим открытиям не было особого теоретич. интереса. В системах, предшествующих периодич. системе М. — Деберейнера, Петенкофера, Дюма, Ленсена, Шанкуртуа, Ньюландса и др., — основное заключалось во внешней стороне дела: в схеме, выражающей известные факты и «подчиненной данным фактам» (Менделеев). Во всех этих классификациях, таблицах и схемах проглядывали иногда, хотя и в неясной форме, отдельные стороны периодич. закона. Но нужен был гений М., чтобы создать стройный закон, составляющий основу всей современной химии.

Менделеевым в 1869 разработан периодический закон химических элементов, представляющий собой цельную систему, составившую эпоху в химии. Но уже в 1871, в результате дополнительных исследований, сознательного изменения атомных весов ряда элементов и учета всей совокупности известных, преимущественно химических, свойств каждого элемента, М. смог дать более совершенную форму системы, содержание (характер периодов и групп) которой сохранилось в основном и до наст, времени. Большое теоретич. мужество потребовалось со стороны М. при создании второго варианта системы элементов. Из 63 элементов 28 претерпели значительное «насилие»  — им давалось иное положение в таблице, либо значительно менялся их атомный вес. С точки зрения большинства тогдашних химиков трудно было признать подобную систему естественной. Найденный закон М. выразил в такой форме: «Свойства элементов (а, следовательно, и образованных ими простых и сложных тел) находятся в периодической зависимости от их атомного веса». Основными понятиями, на которых М. строит свою периодическую систему, являются понятия элемента и массы; при этом одним из наиболее существенных признаков элемента является его качественное своеобразие и индивидуальность. М. не только открыл периодический закон, но на основе его предсказал в 1871 не известные до того элементы: экалюминий, экабор и экасилиций. Предсказанные М. элементы вскоре были открыты. В 1875Ле кок де Буабодран открыл экалюминий и назвал его галлием. Нильсон в 1879 открыл экабор — скандий. Винклер в 1886 открыл экасилиций — германий. Эти открытия блестяще подтвердили правильность и огромное научное значение периодического закона, открытого М. Основной путь дальнейшего развития науки, по М., заключается в углублении и разработке принципов физики и механики и в изучении в первую очередь природы массы и эфира. Только при достаточно ясном и глубоком представлении о весе, через который определяется и познается масса, при понимании существа тяготения можно ждать дальнейших успехов и в области познания природы элементов. Проблему же тяготения и всей энергетики нельзя решить без реального понимания химич. природы эфира, как мировой среды.

Таковы взгляды М. на дальнейшие задачи теоретич. физики и химии. Периодический закон в дальнейшем своем развитии вскрыл объективную закономерность развития неорганического мира, взаимную связь элементов, утвердил идею их превращаемости и принцип эволюции в химии.

Общественная деятельность М. По многообразию и разносторонности своей общественной, научной и культурной деятельности М. напоминает универсальных деятелей эпохи Возрождения (как, напр., Леонардо да Винчи), Ломоносова и др. М. уделял много времени осмотру и изучению почти всех наиболее крупных заводов и фабрик, посещал различного рода промышленные выставки, русские и иностранные, производил с. — х. опыты. Интересовали его наиболее фундаментальные вопросы промышленности: бакинская нефть, донецкий уголь, уральская металлургия. При этом ко всякому производству он подходил не только как узкий специалист и интересовался далеко не одной только технич. стороной дела. Он брал обычно вопрос целиком — с научной, технической и экономии, сторон. М. интересовался не только отдельными отраслями промышленности, но и изучал ее в целом; принимал участие в выработке общего таможенного тарифа.

Постоянной его заботой являлось издание различного рода технич. руководств, справочников и энциклопедий, способствующих развитию отечественной промышленности. Убежденный протекционист, М. настойчиво боролся за создание максимально благоприятных условий для развития отечественной пром-сти. Он жестоко высмеивал мечты о невозвратном патриархальном прошлом, называя эти мечты «полуребяческим плачем». Борьба М. за общее развитие производительных сил страны позволяла ему делать смелые теоретич. обобщения и технич. прогнозы. Так, он первый, еще до Рамзая, поставил проблему газификации углей, предсказал пылевидное употребление твердого топлива. Он видел возможность победить и освоить льды Севера и мечтал об этом; указывал на Донецкий бассейн, Кузнецкий бассейн, Караганду как на важнейшие места концентрации полезных ископаемых. Но эти блестящие проекты не могли быть претворены в жизнь в обстановке царской России, и многие из мыслей этого величайшего русского ученого получили осуществление и дальнейшее развитие лишь после завоевания власти пролетариатом. Его борьбу за развитие производительных сил страны невежественные и ограниченные представители российского капитализ-