Страница:БСЭ-1 Том 39. Мерави - Момоты (1938).pdf/279

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Но растет культура Древней Греции, пышно развиваются ее торговля и промышленность.

Зарождается наука. Необычайного расцвета достигают литература и искусство. Исчезают условия жизни греч. общества, необходимые для создания мифов. Мифы, однако, не умирают; они продолжают жить в литературе и искусстве. От греков мифы были заимствованы римлянами, и они продолжали жить в Риме. Пала Римская империя, но мифы Греции продолжали жить, их не забыли в Средневековьи, их не заставило умереть христианство.

В эпоху т. н. Возрождения вместе с греч. наукой, литературой и искусством предстали перед Западом и греч. мифы: «В спасенных при гибели Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир — греческая древность; перед... светлыми образами ее исчезли призраки средневековья» (Энгельс, Диалектика природы, в кн.: Маркс и Энгельс, Сочинения, т. XIV, стр. 475).

Подвергшись обработке величайших поэтов древности, мифы Греции с необычайной яркостью изображают людей со всеми их достоинствами и недостатками. В мифах выражена радость жизни; в них нет места упадочничеству. Через всю мифологию Древней Греции проходит одна мысль: если в жизни на долю каждого и выпадает много горя, то тем сильнее радость энергичной, деятельной жизни, полной борьбы и труда; всех тех, кто ведет энергичную жизнь, борется за родину, друзей и за свободу, всех их ждет слава. Мифы Греции заставляют верить в человека, в его энергию, в его творческие силы. Этим привлекают к себе мифы Древней Греции. Мы и в наст, время пользуемся их образами в наших повседневных разговорах, когда говорим: «какой гигант», «Сизифов труд», «какой хаос в делах» и т. д. С образами греч. мифологии мы встречаемся в астрономии, геологии, ботанике, зоологии. Невозможно перечислить всех писателей в мировой литературе, которые пользовались и продолжают пользоваться образами и сюжетами греч. мифологии. Широко пользуются греч. мифологией и наши великие учители Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин, когда хотят ярче оттенить свою мысль, сделать ее доступной читателям. Ленин в ст. «О продовольственном налоге» называет меньшевика Мартова образцом «самовлюбленного мещанского Нарцисса» (Ленин, Соч., т. XXVI, стр. 346), а царскую Россию — авгиевыми конюшнями. Тов. Сталин в своем заключительном слове на Пленуме ЦК ВКП(б) 5/Ш 1937 с блеском использовал миф о борьбе Геракла с Антеем. Тов. Сталин, упомянув об Антее, герое, получавшем силы от родившей и вскормившей его матери — земли  — и терявшем силы, когда его от земли отрывали, сравнив с Антеем большевиков, сказал: «Я думаю, что большевики напоминают нам героя греческой мифологии, Антея. Они, так же, как и Антей, сильны тем, что держат связь со своей матерью, с массами, которые породили, вскормили и воспитали их. И пока они держат связь со своей матерью, с народом, они имеют все шансы на то, чтобы остаться непобедимыми» (Сталин, О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников, 1937, стр. 43—44).

Лит.: Литература по мифам указана в трудах: The Mythology of all races, ed. L. H. Gray and C. F. Moore, ! v. I — F о x W. S., Greek and Roman mythology, Boston, 1916; Roscher W. H., Ausfiirliches Lexicon dergriechischen und romischen Mythologie, Lpz., 1884—1937; Pauly A., Paulys Real-Encyclopadie der classischen Altertumswissenschaft, hrsg. v. G. Wissowa, Stuttgart, 1893—1936. Из работ, касающихся мифологии, можно указать: Lang A., Myth. Ritual and Religion, v. I — II, L. — N. Y., 1899; его ж e,. Custom and myth., L. — N. Y., 1885; Frazer J. G., The Golden bough, a study of magie and religion, 12 vis, 3 ed., N. Y., 1935; E hrenr e i ch F., Die allgemeine Mythologie und ihre othmologische Grundlage, Lpz., 1910; Toutain J. F., Nouvelles 6tudes de mythologie et d’histoire des religions antiques, P., 1935; Rein a ch S., Cultes, mythes et religions, 5 vis, P., 1905—23. По мифологии древней Греции: GгирреО., Griechische Mythologie und Religionsgeschichte, 2 vis, Miinchen, 1897—1906; Prel1 e г L., Griechische Mythologie, 4 Aufl., B., 1894; Robert C., Griechische Heldensage, B., 1920; RoseH. J., A handbook of Greek mythology, 2 ed., L., 1933. Изложение древне-греч. мифов: Stoll H. W., Die Sagen des klassischen Altertums, 6 Aufl., umgearb. v. H. Lamer, Lpz., 1907 (рус. пер.: ШтольГ. В., Мифы классической древности, т. I — II, 3 изд., М., 1896—99); Кун И. А., Что рассказывали древние греки о своих богах и героях, ч. 1—2, М., 1937.

МИХА ЕЛ ИС, Михаэлис (Michaelis), Георг (1857—1935), герм. политический деятель, по образованию юрист. С февраля 1917  — прусский министр продовольствия; с июля по октябрь 1917  — герм. рейхсканцлер и прусский министрпрезидент. В вопросе о заключении мира занимал колеблющуюся позицию, поддерживая то большинство рейхстага, отстаивавшее необходимость начать мирные переговоры для задержки нараставшего в стране революционного взрыва, то склоняясь на сторону военного командования, требовавшего непримиримости по отношению к Антанте и напряжения всех внутренних сил для продолжения войны. Вынужденный вследствие своей нерешительности уйти в отставку, М. был затем (с марта 1918 до апреля 1919) обер-президентом провинции Померании и при помощи с. — д. правительства подавлял герм. революцию. В дальнейшем политической роли не играл.

МИХАИЛ VIII ПАЛЕОЛОГ (1234—82), византийский император, основатель последней византийской династии Палеологов, восстановивший Византийское государство после падения Латинской империи (см.). Став в 1259 императором маленькой Никейской империи, он сумел сгруппировать вокруг себя значительные турецкие, славянские и прочие силы, а также привлечь на свою сторону генуэзцев, конкурировавших с венецианцами, хозяйничавшими в Латинской империи. Воспользовавшись феодальными распрями в Латинской империи, М. нанес ей в 1261 сокрушительный удар, заняв Константинополь. Восстановленная Византийская империя, несмотря на ряд военных и дипломатии, успехов при М., не вернула, однако, своего прежнего могущества и торгового значения.

МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ (1596—1645), первый царь из династии Романовых, единственный сын боярина Федора Никитича, в монашестве Филарета (см.). 21/П 1613 избран земским собором в цари (см. Московское государство). Романовы были в родстве почти со всеми влиятельными боярами. В то же время Романовы имели большое число сторонников среди дворянства и среди стоявшего под Москвой казачества. На земском соборе 1613 кандидатуру М. Ф. на престол поддержали выборные от дворян, купцов и казаков. Сохранились неясные сведения, что при избрании М. Ф. власть его была ограничена.

Больной, слабый и безвольный царь М. Ф. всегда был под чьим-нибудь влиянием: сначала матери и ее родных Салтыковых (1613—19), потом — отца, фактически управлявшего госу  — 17*