Страница:БСЭ-1 Том 41. Наган - Нидерландское искусство (1939).pdf/283

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Однако распад реализма, выразившийся в приходе на смену натурализма импрессионизма и символизма, отнюдь не означает, что Н. л. после этого периода не выдвигает отдельных писателей, сохраняющих в той или иной степени традиции реализма, критически относящихся к той действительности, к-рая установилась в Германии в период ее империалистического развития. В первую очередь надо остановиться на творчестве братьев Томаса и Генриха Маннов. Крупнейший немецкий романист 20 века, Томас Манн (р. 1875) привлек к себе внимание романом «Будденброки», в к-ром дал историю немецкой бюргерской семьи на протяжении целого века от ее наивысшего подъема до распада. И если автор не углублялся в социальные причины упадка немецкого бюргерства, то все же он сумел показать правдивую картину исторически сложившихся отношений, процесс разложения бюргерства, его отступление перед лицом новой буржуазии с ее биржевой спекуляцией, обманом и лицемерием в делах и личной жизни. Более радикальную позицию с самого начала своего творчества занял старший брат Томаса, Генрих Манн (р. 1871). Крупнейшим произведением Г. Манна остается написанный им перед войной роман «Верноподданный», где со всей беспощадностью и обнаженностью показан «патриот» империалистич. Германии, предтеча сегодняшнего фашиста. Социальную неудовлетворенность выражают и произведения Якоба Вассермана (1873—1934): «Евреи из Цирндорфа», «История юной Ренаты Фукс», «Молох», «Каспар Гаузер» и др. Но Вассерман трактует только вопрос морального кризиса и показывает обреченность человека, одиноко выступающего против капиталистич. системы. Своеобразным протестом против существовавшего правопорядка было и творчество Франка Ведекинда (1862—1918). Поставив в центре своих произведений проблему пола, он обличал буржуазную систему воспитания («Пробуждение весны»), лживость и ханжество буржуазной морали («Пляска мертвых» и др.); но Ведекинд сам находился в плену декадентской литературы. Вся эта литература имела свое воздействие на широкого читателя и противостояла официальной шовинистической литературе.

Наступившая в августе 1914 война произвела перегруппировку в литературных силах Германии. Война нашла своих певцов не только среди тех, кто своим творчеством содействовал подготовке войны (Стефан Георге  — «Война», Макс Даутендей  — «Нужда великой войны»), но шовинистическим угаром оказались охваченными даже такие крупные писателиреалисты, как Томас Манн. Следует упомянуть о с. — д. писателях и «поэтах. Если до войны Отто Крилле, Эрнст Пречанг, Альфонс Петцольд, Генрих Л ерш и др. в своих произведениях идею пролетарской борьбы заменяли сентиментальными идиллиями и мечтами о «всеобщем доверии», то во время войны многие из них оказались в лагере шовинизма. В послевоенный период шовинистический угар сменился горьким разочарованием в результатах войны, не давшей даже обещанной победы. Великая Октябрьская социалистическая революция в России уже поставила империализм лицом к лицу с новым социалистич. миром, а последовавшая через год ноябрьская революция в Германии сделала для нем. буржуазии еще более ощутимой угрозу ее владычеству. Буржуазные имелкобуржуазные писатели очутились в состоянии морального кризиса, оппозиционные настроения приняли широкие размеры, и они нашли свое отражение в новом литературном течении — экспрессионизме. Здесь были и такие буржуазные писатели, как Фриц фон Унру и Казимир Эдшмидт, и мелкобуржуазные писатели, как Георг Кайзер, Франц Верфель, Вальтер Газенклевер, и такой поэт, как Иоганнес Бехер у пришедший затем в ряды пролетарских борцов.

Наиболее левой была группа экспрессионистов, объединившаяся вокруг журнала «Aktion», в; котором в то время печатались Генрих Манн, Штернгейм, Эрих Мюзам, Иоганнес Бехер, Эдшмидт, Голл, Дейблер, Верфель, Эренштейн и мн. др. В 1920—21 группа эта распалась.

Экспрессионизм отражал дальнейший распад буржуазной культуры и литературы. Крупные писатели Германии стояли несколько в стороне от этого течения и шли каждый своим путем. Томас Манн выпустил роман «Волшебная гора», ознаменовавший отход писателя от реальной действительности. Генрих Манн закончил трилогию, начатую «Верноподданным»у дав романы «Бедные» и «Голова».

Для послевоенной националистической Н. л. характерен шовинистический военный роман.

Появляется целый ряд произведений («Ящик с пластырем» А. Фрея, «Народ без территорий» Г. Гримма, «Последняя битва» Г. Якобса и др.), в к-рых цинично, в фальшиво-декламаторском тоне доказывается необходимость новой войныреванша. Но для послевоенной Германии характерно появление и пацифистских произведений. Ремарк выпустил свой знаменитый роман «На западном фронте без перемен». Империалистическая литература встретила отпор со стороны передовых и революционных писателей Германии. Людвиг Ренн, в то время еще не пришедший к коммунизму, написал роман «Война», в к-ром с реалистической силой изобразил ее ужасы. Адам Шаррер в ^романе «Без отечества» показал революционизирование сознания рабочего во время войны, антивоенную работу на фронте и антивоенные настроения рабочих масс в тылу. Теодор Пливье также написал антивоенное произведение «Кули кайзера». Герой второго романа Людвига Ренна «После войны» уже знает, что единственный правильный путь из окопов — это путь на баррикады революции. Об этом же писал в своих боевых очерках Э. Э. Киш («Запиши это, Киш!»).

Ряд произведений революционных писателей посвящен описанию пролетарских боев  — «Пылающий Рур» Карла Грюнберга, «Штурм Эссена» Ганса Мархвицы, «Мы в ловушке» Оскара Марии Графа, рассказы Курта Клебера «Баррикады на Руре» и др. Они показывают массам истинные цели борьбы пролетариата с капиталом, мобилизуют на борьбу в рядах коммунистической партии. Художественное отображение нашла жизнь трудящихся масс в условиях послевоенной эксплоатации и капиталистич. рационализации, в условиях кризиса и безработицы в романах «Великий обман» А. Шаррера, «Улица Розенгофф» В. Бределя, «Это случилось в Берлине» Артура Голичера и мн. др. Идее интернациональной борьбы пролетариата посвящен роман Анны Зегерс «Товарищи». Клевета на Советский Союз получила убедительное опровержение в книгах: Э. Э. Киша «Азия совершенно изменилась», Ф. К. Вейскопфа «Будущее в стройке», Стефана Цвейга «Поездка в Москву», в поэме Иоганнеса Бехера 18*