Страница:БСЭ-1 Том 41. Наган - Нидерландское искусство (1939).pdf/32

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

К устрашению сводятся по существу и «филантропические» теории и практика «исправления», охарактеризованные Марксом, как «система донимающего исправления», которая должна привить подвергшемуся ее воздействию «овечью покорность» (см. Маркс, Тюремный конгресс в Брюсселе, в кн.: Маркс и Энгельс, Соч., т. V, стр. 177—180).

Н. в советском социалистич. праве коренным и принципиальным образом отличается от Н. во всем предшествующем историческом развитии. Программа РКП(б), принятая в 1919, могла констатировать, что «в области наказания организованные таким образом суды уже привели к коренному изменению характера наказания» [см. Программа и Устав ВКП(б), 1938, стр. 27]. Это изменение определяется, вопервых, изменением задач государственного принуждения, осуществляемого судом, изменением классового содержания Н. «Новый суд, — писал Ленин в начале 1918, — нужен был прежде всего для борьбы против эксплуататоров... Но кроме того, на суды, если они организованы действительно на принципе советских учреждений, ложится другая еще более важная задача. Это — задача обеспечить строжайшее проведение дисциплины и самодисциплины трудящихся» (Ленин, Соч., т. XXII, стр. 424). Это изменение определяется, во-вторых, изменением роли репрессии, роли подавления. «При переходе от капитализма к коммунизму подавление, — пишет Ленин, — е щ е необходимо, но уже подавление меньшинства эксплуататоров большинством эксплуатируемых». И именно потому, что речь идет о подавлении меньшинства большинством, «оно будет стоить гораздо меньше крови, чем подавление восстаний рабов, крепостных, наемных рабочих» (Ленин, Соч., т. XXI, стр. 432).

В период напряженной классовой борьбы, в период ликвидации кулачества, как класса, на базе сплошной коллективизации, т. Сталин счел необходимым указать, что «репрессии являются необходимым элементом наступления, но элементом вспомогательным, а не главным» (Сталин, Вопросы ленинизма, 10 изд., стр. 390).

Уголовное Н. применяется в интересах всего народа советским судом к изменникам родины (ст. 133 Конституции СССР 1936), расхитителям социалистической собственности и другим врагам народа, а также грабителям, насильникам и другим преступникам. Приговор советского суда опирается на моральное и политическое единство советского народа, невозможное ни в каком ином государстве. Н. в советском праве реально осуществляет не только карательное, но и воспитательное воздействие. Это указано партийной программой и закреплено всеми уголовными законами (Руководящие начала по уголовному праву 1919, ст. ст. 9 и 10, Уг. код. 1922, ст. ст. 8 и 26, Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик, 1924, ст. 4, У г. код. РСФСР 1922, ст. 9 и соответствующие статьи в уголовных кодексах других республик). «Советский суд, — гласит ст. 3,, Закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик*‘, принятого Верховным Советом СССР 16/VIII 1938, — применяя меры уголовного наказания, нё только карает преступников, но также имеет своей целью исправление и перевоспитание преступников. — Всей своей деятельностью суд воспитывает граждан СССР в духе преданности родине и делу социализма, в духе точного и не 60

уклонного исполнения советских законов, бережного отношения к социалистической собственности, дисциплины труда, честного отношения к государственному и общественному долгу, уважения к правилам социалистического общежития». Термин Н. принят законами, разработанными на основе Сталинской Конституции.

Система классовых отношений не только определяет собой классовое содержание Н., но накладывает свой отпечаток на конкретные формы применяемых Н. Для рабовладельческого государства характерно преобладание смертной казни, увечащих и телесных наказаний, в то же время в отношении свободных применялись изгнание и выкуп. Феодальное государство к этим видам Н. присоединило целую систему специальных позорящих H. w а в отношении феодалов допускало судебный поединок. Буржуазное государство преобладающими К. делает тюрьму и штраф, восполняя сокращение смертной казни внесудебной расправой; фашистская диктатура с преобладающей ролью внесудебной расправы и «дисциплинарными» истязаниями заключенных в тюрьмах и концентрационных лагерях соединяет широкое применение смертной казни и увечащих Н. (стерилизация, кастрация).

Советское уголовное законодательство устанавливает следующую систему Н. (Основныеначала уголовного законодательства СССР,... 1924, ст. 13): а) объявление врагом трудящихся с лишением гражданства СССР; б) лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях; в) лишение свободы в общих местах заключения; г) принудительные работы без лишения свободы; д) поражение прав; е) удаление из пределов СССР на срок; ж) удаление из пределов союзной республики или отдельной местности с поселением в. тех или иных местностях или без такового, с запрещением проживания в тех или иных местностях или без такового; з) увольнение от должности; и) запрещение занятия той или иной должности или занятия той или иной деятельностью или промыслом; к) общественное порицание; л) конфискация имущества; м) штраф; н) предостережение (Уг. код. РСФСР относит, кроме того, к числу Н. возмещение вреда). Вне общей системыу как исключительная — высшая мера Н., — поставлен расстрел (см.).

Развитие советского права привело к коренному изменению такого, известного и буржуазному праву Н., как лишение свободы. Тюремное заключение допускается только за особо* тяжкие преступления и в отношении особоопасных преступников (закон 1936). Долгосрочное лишение свободы — на срок до 25 лет  — было допущено законом 2/Х 1937 в отношении, наиболее тяжких контрреволюционных преступлений (шпионаж, вредительство, диверсионные акты), чтобы дать возможность суду применить в этих случаях и другие меры, кроме расстрела. По общему правилу, однако, лишение свободы применяется только на срок додесяти лет и осуществляется в исправительнотрудовых лагерях и исправительно-трудовых колониях (Основные начала уголовного законодательства СССР, ст. 13).

Как показывают постановления правительства, изданные в связи с окончанием строительства Беломорско-Балтийского канал а, Москва  — Волга канала, труд осужденных расценивается не только как средство «приспособления, к условиям трудового общежития» преступни-