Страница:БСЭ-1 Том 42. Нидерланды - Оклагома (1939)-1.pdf/116

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (НЭП)

мелкого буржуа (мы сможем это сделать, если сорганизуем бедноту, т. е. большинство населения или полупролетариев, вокруг сознательного пролетарского авангарда), — писал Ленин, — либо он скинет нашу рабочую власть неизбежно и неминуемо, как скидывали революцию Наполеоны и Кавеньяки, именно на этой мелко-собственнической почве и произрастающие. Так стоит вопрос. Только так стоит вопрос» (Л е н ин, Соч., т. XXVI, стр. 323—324).

В условиях преобладания в стране мелкотоварного крестьянского хозяйства и относительно слабой еще социалистич. промышленности Ленин считал государственный капитализм — т. е. допущение капиталистич. отношений при контроле Советского государства, при сохранении в руках пролетариата командных экономических высот — одной из возможных переходных форм хозяйства. «Государственный капитализм, — говорил Ленин, — это — тот . капитализм, который мы сумеем ограничить, пределы которого мы сумеем установить, этот государственный капитализм связан с государством, а государство это — рабочие, это — передовая часть рабочих, это — авангард, это — мы» (Ленин, Соч., т. XXVII, стр. 237). В речи «Об изменениях Советской Конституции» т. Молотов подчеркивал, что «тогда партия считала переход значительной части хозяйства страны на рельсы государственного капитализма одной из наиболее желательных предпосылок для ускорения подготовки социалистической перестройки народного хозяйства» (Молотов В. М., Об изменениях в Советской Конституции, 1935, стр. 6). Начавшаяся гражданская война и интервенция империалистических хищников заставили партию Ленина — Сталина выдвинуть на первый план задачу вооруженной защиты пролетарского государства. Пролетарское государство вынуждено было ввести военный коммунизм, означавший мобилизацию всех сил и материальных ресурсов страны на дело обороны. Продразверстка (см.), национализация всей промышленности, запрещение частной торговли, централизация всех ресурсов страны в руках государства — вот мероприятия, которых требовали задачи обороны. В условиях гражданской войны создался и закрепился военно-политич. союз рабочего класса и крестьянства, к-рый базировался на том, что «крестьянин получал от Советской власти землю и защиту от помещика, от кулака, рабочие получали от крестьянства продовольствие по продразверстке» [История ВКП(б). Под ред.

Комиссии ЦК ВКП(б), 1938, стр. 238].

Переход от вооруженной борьбы к мирному социалистич. строительству совершался в чрезвычайно сложной обстановке. За годы империалистической, а затем и гражданской войны и иностранной интервенции хозяйство страны пришло в полный упадок. В 1920 промышленная продукция составила только 14% довоенной, а сельское хозяйство — ок. 50%; в стране свирепствовал голод, ощущался острый недостаток самых необходимых предметов потребления. Крестьянство, мирившееся в период борьбы с интервенцией с изъятием всех излишков по продразверстке, стало теперь выражать недовольство политикой военного коммунизма, системой продразверстки, требовало снабжения деревни достаточным количеством товаров. «Вся система военного коммунизма, как отмечал Ленин, пришла в столкновение с интересами крестьянства» (там же). Глубо 210

чайшая хозяйственная разруха оказала своевлияние и на рабочий класс. На почве голода, и усталости проявлялось недовольство среди наименее устойчивой, наименее закаленной^ части рабочих. Классовый враг попытался использовать тяжелое хозяйственное положение, использовать недовольство крестьян; в ряде* районов вспыхнули организованные белогвардейцами и эсерами кулацкие мятежи.

В этой напряженной обстановке коммунистическая партия под руководством Ленина и Сталина осуществила переход к новой экономической политике. Основным документом, определившим переход к нэпу, было решение X Съезда РКП(б) о переходе от продразверстки к продналогу (см.), о переходе к новой экономической политике. «В этом повороте от1 военного коммунизма к нэпу сказалась вся мудрость и дальновидность ленинской политики» (там же, стр. 244). В докладе о натуральном налоге Ленин указывал, что с переходом от разверстки к продналогу середняк  — основная фигура деревни — получает стимул для ведения своего хозяйства, получает возможность свободного распоряжения своими продовольственными и сырьевыми излишками, возможность торговли ими. Ленин указывал, что свобода торговли приведет вначале к некоторому оживлению капиталистич. элементов, что придется допустить и частную торговлю и разрешить частным промышленникам открывать частные предприятия. Но некоторая свобода товарооборота и связанное с ней известное допущение капиталистич; элементов в условиях, когда пролетариат владеет политич. властью и всеми командными высотами народного хозяйства, не представляет опасности для пролетарского государства. Наоборот, нек-рая свобода товарооборота создаст хозяйственную заинтересованность у крестьян, приведет к росту производительности труда, к быстрому подъему сельского хозяйства, к созданию прочной базы  — продовольственной, сырьевой, топливной — для развития крупной промышленности, являющейся основой социализма. Ибо «единственной материальной осно  — вой социализма может быть крупная машинная промышленность, способная реорганизовать и земледелие» (Ленин, Соч., т. XXVI, стр. 434); Поэтому еще с первыми признаками окончания гражданской войны Ленин разрабатывает план электрификации страны (ГОЭЛРО), план перевода хозяйства страны, в том числе и земледелия, «на новую техническую базу, на техническую базу современного крупного производства» (там же, стр. 46). Задача заключалась в том, чтобы, накопив силы и средства, создав мощную социалистич. индустрию, перейти в решительное наступление на капиталистические элементы, уничтожить остатки капитализма в стране.

Военный коммунизм, вызванный исключительно задачами обороны страны, «был попыткой взять крепость капиталистических элементов в городе и деревне штурмом, лобовой атакой» [История ВКП(б). Под ред. Комиссии ЦК ВКП(б), 1938, стр. 245]. Весной 1921,. в связи (^окончанием гражданской войны, стало ясно, что продолжать политику военного коммунизма невозможно, что этот «непосредственный переход к чисто социалистическим формам, к чисто социалистическому распределению превышает наши силы» (Ленин, Соч., т. XXVII, стр. 345) и что необходимо-