Страница:БСЭ-1 Том 42. Нидерланды - Оклагома (1939)-1.pdf/183

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ложение Голландии о совместном выступлении стран Ословской группы с признанием захвата Абиссинии Италией.

За последние годы Н. привлекает к себе усиленное внимание гитлеровской Германии.

Использование норвежского торгового флота, норвежской китожировой пром-сти и рыболовства, норвежского никеля, ферросплавов ит. п., несомненно, играет значительную роль в фашистских планах «тотальной» войны. Этим объясняется все усиливающаяся активность Германии в Норвегии. Летом 1936 военный министр Германии Бломберг лично инспектировал норвежский порт Нарвик на Атлантическом океане, где ежедневно выгружается 40—50 поездов шведской железной руды для Германии. В течение 1937—38 близ берегов Н. происходили беспрерывные маневры германских военно-морского и воздушного флотов. Крейсера «Лейпциг» и «Кёльн» были посланы к северным берегам Н., по германской официальной версии, для «охраны и контроля немецкого рыболовства». В Осло открыто действует шпионская организация под руководством «ландсфюрера» для Норвегии, некоего д-ра Гюнтера Керна. Через своих местных агентов, майоров Видкуна Квислинга и Трюгве Грана, гестапо создает в стране нелегальные фашистские отряды. Агенты Германии ведут кампанию за выход Норвегии из Лиги Наций, за отказ от системы коллективной безопасности, . за отказ от скандинавского военно  — оборонительного союза, за политику пресловутого «нейтралитета».

Эта деятельность, вместе с политикой застращивания и обещанием норвежской буржуазии жирных прибылей от военных поставок, Принесла известные плоды. Так, бывший премьерминистр Мовинкель в мае 1938 выступил с докладом о необходимости сохранения Норвегией «объективного нейтралитета», свободы торгового мореплавания и торговли с Германией во время войны и т. д. 27/V 1938 была подписана общая декларация Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии и Исландии об общих правилах нейтралитета всех скандинавских стран, a 31/V стортинг принял постановление, что страна при возникновении войны между европейскими державами обязуется сохранить нейтралитет, и стортинг должен определить в каждом отдельном случае, совместимы ли предусмотренные уставом Лиги Наций санкции с принципами Лиги Наций. Через два дня аналогичное решение принял также и шведский парламент. Таким образом сбылись указания т. Литвинова от 15/V 1938 йа 101-й сессии совета Лиги Наций по поводу освобождения Швейцарии от участия в экономических и финансовых санкциях: «обмен мнениями, имевший место между членами Совета, как и некоторые места в редакции самого доклада убедили меня в том, что швейцарский вопрос является острием клина, при помощи которого должно быть образовано отверстие для проталкивания аналогичных требований со стороны других государств... Ничего удивительного не будет в том, что другие государства потребуют в дальнейшем и для себя такого же привилегированного положения, отказываясь от всяких обязательств в отношении других членов» (газ. «Правда», 1938, 16/V, № 133, стр. 5).

Инспирированная Германией через польского мининдела Бека идея «нейтральногоблока» от Балтики до Черного моря возымела известное действие в Скандинавии. Эта «идея» совпадала с «нейтральными» намерениями крупнобуржуазных кругов скандинавских стран торговать беспрепятственно во время войны с агрессором. Бек летом 1938 посетил столицы скандинавских стран для пропаганды этой «идеи». 22—24 июля 1938 на конференции министров иностранных дел Ословской группы в Копенгагене было принято решение об отказе этих стран от обязательства применения санкций в силу ст. 16 устава Лиги Наций, что фактически означало отход этих стран от принципов Лиги Наций и коллективной безопасности.

Мюнхенский сговор 29/IX 1938 и участие «нейтральной» Польши в разделе демократической Чехословакии вызвали сильное отрезвление в широких кругах норвежской буржуазии, воочию убедившихся, что «нейтралитет» есть дымовая завеса для шантажа и агрессии фашистских держав. LLocrfe Мюнхенской конференции даже в буржуазных кругах Н. наметилось сильное движение отхода от «нейтралитета» в сторону коллективной безопасности и укрепления Лиги Наций. Норвежский делегат на сентябрьском пленуме Лиги Наций, лидер хойре и президент стортинга К. И. Хамбро заявил, что впредь ради судьбы другой малой страны «Англия поскупится даже на финансирование очередного полета своего премьер-министра к Гитлеру». Норвежские политич. деятели и ученые Ворм-Мюллер, Кастберг, Кельхау и др. выступили с резкой критикой европейской политики блока «четырех», требуя усиления потенциала Лиги Наций как наиболее эффективного средства защиты независимости и свободы малых держав. Равным образом предложение реакционных и фашистских кругов о присуждении нобелевской премии мира Невилю Чемберлену встретило резкие протесты' всей демократической норвежской общественности.

Угроза фашизма и его военно-авантюристич. политика вызывают все более усиливающееся сопротивление норвежских трудящихся масс.

Пример Абиссинии, Испании, Китая, Австрии и Чехословакии, где фашистские агрессоры не получили отпора со стороны т. н. великих демократических держав — Англии и Франции, — побуждает норвежские массы энергично бороться за мир и защищать добытые ими в тяжелой борьбе демократические учреждения. Норвежский народ понимает, что фашистский агрессор попытается захватить Норвегию и использовать ее естественные богатства, флот и промышленность для дальнейшей агрессии. Норвежский народ понимает, что политика «нейтралитета», особенно после мюнхенского предательства, есть по существу политика непротивления агрессору, политика поощрения агрессора.

Этим объясняется тот знаменательный факт, что последовательная советская политика мира и героическая борьба испанского народа против фашистской интервенции встречают горячее сочувствие широких масс норвежского народа.

С. Мирный.

V. Политический очерк.

Государственный строй. Н. — буржуазное

конституционное королевство. Государственный строй определяется конституцией 17/V 1814 с рядом позднейших изменений. Законодательная власть и право утверждения бюджета принадле--