Страница:БСЭ-1 Том 42. Нидерланды - Оклагома (1939)-1.pdf/23

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

был его председателем. Хотя и в дальнейшем еще делались попытки подчинить провинции’ как французской, так и английской монархии (кратковременное неудачное правление графа Лейстера 1585—87), однако, на деле Сев. провинции Н. уже превратились в буржуазную республику  — «Соединенные Нидерланды ».

В течение 1584—85 Александр Фарнезе окончательно овладел Южными провинциями.

В 1584 были взяты Брюгге и Гент, в 1585  — Брюссель. Очень упорна была осада Антверпена (взят в августе 1585). Эти успехи испанцев объясняются отчасти тем, что Северное государство Соединенных Нидерландов отнюдь не стремилось притти на помощь южным городам или объединить всю страну. Лишь когда испанские войска стали грозить Северным провинциям, Мориц Оранский (Нассауский) реорганизовал армию и начал наступление, но гл. обр. на восток, а не на отвоевание Южных провинций: присоединение их к Северным Нидерландам не доставило бы никаких выгод последним, а возрождение торгового Антверпена (отрезанного от моря благодаря захвату северянами устья Шельды) было просто опасно для перехватившего всю^го торговлю Амстердама. После длительных переговоров, начатых по инициативе Южных провинций, с 1609 было заключено перемирие на 12 лет. Испания признала независимость республики Соединенных провинций и допустила голландцев к торговле с ее колониями.

После перемирия. Внутренняя борьба. Таким образом в Н. совершилась первая в истории буржуазная революция.

Ее специфической чертой было то, что она носила одновременно и национально-освободительный характер. Народные массы, хотя и были основной движущей силой этой революции, ничего не получили от нее и в ходе борьбы почти не выступали как самостоятельная сила (кроме демократия, движений в южных городах): Поэтому революция не была доведена до конца: в деревне не были уничтожены остатки феодализма, и политич. власть сосредоточилась в руках буржуазного патрициата и обуржуазившегося дворянства. Из длившейся почти 40 лет войны испанские Южные Н. вышли совершенно разоренными, а Сев. провинции немало способствовали их дальнейшему экономия, упадку. С Юга на Север массами эмигрировали купцы, предприниматели, ремесленниники, интеллигенция. Эти пришлые элементы способствовали экономическому и культурному расцвету Соединенных провинций, к-рые быстро оправились после разрухи и бедствий войны. Дальнейшее продолжение войны, к-рая после 12  — летнего «перемирия возобновилась в 1621 и продолжалась до 1648, не только не затронуло их, но даже до некоторой степени способствовало их хозяйственному расцвету вследствие отсутствия конкуренции Южных провинций.

Провинции, вошедшие в Утрехтскую унию, были весьма неоднородны экономически и слабо связаны друг с другом политически. Наиболее отсталыми были Восточные провинции; в ОверЭЙселе и Гелдере еще в 17 и 18 вв. были в полной силе феодальные поземельные отношения. В Фрисландии преобладало свободное крестьянство и рыбацкое население. В Голландии и Зеландии дворянство исчезло почти совершенно, и господствующее положение занимала городская буржуазия, жестоко эксплоа  — 40

тировавшая сельское население путем налогов, путем сдачи крестьянам скупленных ею земель в мелкую аренду на тяжелых условиях, путем капиталистич. эксплоатации в виде работы на дому на скупщика. — Верховным органом в Соединенных провинциях являлись Генеральные штаты, в к-рых каждая провинция имела по одному голосу. Решения должны были выноситься единогласно. Депутаты были очень ограничены в своих полномочиях, в конечном счете верховная власть принадлежала верхушке городской буржуазии, заседавшей в городских магистратах, и местным представительствам дворянства, т. е. тем, кто посылал депутатов. Наряду с Ген. штатами центральным общесоюзным органом был Государственный совет из 12 человек, ведавший, гл. обр., военными делами. Генеральные штаты назначали командующего армией — генерал-капитана, и флотом — генерал-адмирала. Эти должности большей частью занимали принцы Оранские.

Каждая провинция управлялась Провинциальными штатами, собранием представителей от городов и дворянства (во Фрисландии — и крестьянства), выделявшими особое уполномоченное лицо  — «адвоката», или «советника пенсионария» провинции. Особенное значение приобрели пенсионарии Голландии. От дореволюционного времени сохранилась должность наместника, или штатгальтера, в каждой из провинций, но обычно принцы Оранские одновременно соединяли в своих руках звание штатгальтера в нескольких провинциях и, таким образом, провинциальное штатгальтерство временами грозило перейти во всесоюзное наследственное президентство.

По своему экономическому и политическому значению Голландия занимала в республике Соединенных провинций господствующее положение (ок. двух третей населения провинций жило в Голландии). Правящие слои (крупная торговая буржуазия) Голландии стремились поэтому к полному политич. господству в Унии.

Голландия боролась против центральных органов Унии и выдвигала в противовес им «автономию», свободу отдельных провинций  — «провинциализм». Против засилия Голландии остальные провинции могли бороться лишь объединенными силами. Во главе их штатгальтер выступил как защитник общесоюзных интересов, преобладания последних над провинциальными. Вокруг этих принципов «унитаризма», носителями к-рых были принцы Оранские (отсюда тесная связь «унитаризма» с «оранжизмом»), объединялись все антиголландские элементы в Унии, а также враждебные крупной торговой буржуазии слои населения в самой Голландии. Под лозунгами «унитаризма» и «провинциализма» протекала внутренняя социальная и политич. борьба в Нидерландах в 17 и отчасти 18 вв. Противоречия эти выступили уже в начале 17 века в форме религиозного столкновения между «гомаристами» (по имени богослова Гомара), ортодоксальными кальвинистами, за которыми стояло, гл. обр., обуржуазившееся дворянство во главе с штатгальтером Морицем Оранским, и более веротерпимо настроенными, отступавшими от догмата о предопределении в пользу свободы воли «арминианами» (по имени богослова Арминия), за к-рыми стояла, гл. обр., голландская буржуазия во главе с пенсионарием Голландии Олденбарневелде, привлекшая на свою сторону провинции Утрехт и Овер-Эйсел. Арминиане