Страница:БСЭ-1 Том 42. Нидерланды - Оклагома (1939)-1.pdf/28

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

государственного управления, вручив ему по существу почти неограниченную власть (сентябрь 1805). Желая еще больше связать Н. с Францией, — что было необходимо для успешной борьбы с английской контрабандой, — Наполеон, преследуя в то же время свою династическую политику, в 1806 сместил Шиммельпенинка и превратил Батавскую республику в Голландское королевство (май 1806), на престол которого посадил своего брата Людовика. Однако Людовик, ставший голландским королем, неожиданно оказал противодействие тем планам своего брата, которые привели его на престол нового королевства. Опираясь на верхушку торговой буржуазии, наживавшей огромные капиталы на английской контрабанде, Людовик не слишком ревностно поддерживал решительные мероприятия Наполеона по экономии, блокаде Англии (см. Континентальная блокада). Нидерланды, подобно Португалии, стали одним из источников, откуда английская контрабанда распространялась по всему европейскому континенту.

Однако вся выгода от широко развившейся контрабанды шла исключительно в карман крупных торговцев и судовладельцев; на плечи трудящихся масс континентальная блокада с ее последствиями  — дороговизной, безработицей, гнетом таможенных чиновников  — ложилась, как и повсюду, всей своей тяжестью. Раздраженный поведением Людовика, Наполеон вызвал его в Париж, где продержал несколько месяцев на положении почти заключенного, а 9/VII 1810 издал декрет, включавший Голландское королевство в состав Французской империи.

По конституции 1/11811, Н. составили 9 департаментов; они посылали своих депутатов во франц. Сенат и Законодательное собрание и управлялись губернатором. Амстердам был объявлен третьим городом Империи. Включение Н. в состав Империи означало новый удар по трудящемуся населению. Проведенное Наполеоном сокращение процента по государственным обязательствам сильно «затронуло интересы мелкой буржуазии, а усиление строгости таможенного надзора, рост цен на предметы первой необходимости, воинские постои и принудительная воинская повинность привели к дальнейшему нарастанию недовольства народных масс. Неудивительно, что за первыми же серьезными военными неудачами Наполеона последовали в Н. выступления трудящихся масс против иноземного господства. В апреле 1813 крестьянство и городская беднота восстали против принудительной воинской повинности, и хотя господствующие классы помогали франц. войскам подавить это восстание, однако роковые для Наполеона последствия русского похода 1812 и поражения при Лейпциге (16—19/Х 1813) привели к изменению позиции и буржуазии. Стремление освободиться от французской зависимости охватило теперь всю страну, при этом явно обнаруживая тот «двойственный характер: возрождения и реакции в одно и то же время» (М ар ксиЭн ге л ь с, Соч., т. X, стр. 726), о к-ром Маркс писал применительно ко всем войнам за независимость против наполеоновской Франции. Руководство движением взяли в свои руки как-раз наиболее консервативные представители монархии, дворянства (во главе с Ван-Хогендорпом), к-рые в ноябре 1813 создали в Гааге временное правительство и выступили с призывом к реставрации Оранского дома под лозунгом «возвра 50

щения старых времен». 30/XI Вильгельм, сын умершего в изгнании Вильгельма V, возвратился в страну и был провозглашен суверенным государем Н.

Н. в начале 19 в. и Бельгийская революция.

Ко времени реставрации власти Оранского» дома Н. находились в состоянии жесточайшего экономии, упадка. Первая основа богатства.

H. — морская торговля, — едва оправившись после удара, нанесенного ей войной с Англией 1780—84, окончательно погибла во время революционных, а затем Наполеоновских войн, и в особенности под гнетом континентальной блокады; флот Н. частью был уничтожен, частью захвачен Англией, а это означало также» гибель зависевшего от него китобойного и рыболовного промысла. Почти все судостроительные верфи закрылись; крупнейшие портовые города Н. опустели; введенная французами табачная монополия убила амстердамскую табачную пром-сть. Колонии — вторая основа богатства Н. — были потеряны еще во время войны со 2-й коалицией; уже Амьенский мир (1802) закрепил за Англией богатейшую колонию Н. — о-в Цейлон, а из захваченных вновь после 1805 остальных колоний Н. Англия оставила за собой Капскую колонию, имевшую исключительное торговое и стратегическое значение, и часть Гвианы (остальные колонии были возвращены Н. после 1815). Выгоды, к-рые получили крестьяне и арендаторы с отменой феодального гнета и благодаря росту цен на с. — х. продукты, фактически аннулировались военными поборами и постоями.

Государственный долг чудовищно вырос (до I, 2 млрд, флоринов), между тем поступления сокращались (с 70 млн. гульденов в 1800 до 50 млн. гульденов за 1813). Нищета царила в городах и сельских районах.

Однако 18 лет французского господства способствовали административно  — политическому объединению Н. (единые уголовный и гражданский кодексы для всей страны, централизованные финансы, упразднение политич. разобщенности провинций). Французы покончили с аристократической республикой Соединенных провинций и на ее месте заложили основы современного буржуазного государства. Реставрация и затем те особые условия, в к-рые были поставлены Н. присоединением к ним Бельгии, лишь задержали, но не уничтожили развитие этих основ. Уже в 1814, возвращаясь в страну, Вильгельм поспешил объявить о даровании, конституции; введенный в 1809 французами Кодекс Наполеона (см.) был сохранен. При всем том Вильгельм рассматривал свою власть как власть абсолютного монарха, весьма мало связанного волей представительных учреждений. Это сказалось прежде» всего в бельгийском вопросе, ставшем с первых же дней насильственного присоединения Бельгии к Н. едва ли не центральным вопросом всей политики Н. Стремясь создать достаточно солидное препятствие попыткам Франции расширить свои владения в стремлении к пресловутым «естественным границам», союзные державы-победительницы провозгласили необходимость увеличения территории Н. присоединением к ним всей Бельгии. Державы не предрешали вопроса о форме правления, но Вильгельм, воспользовавшись моментом крайнего обострения международного положения во время победного марша Наполеона на Париж после бегства с о-ва Эльбы (март