Страница:БСЭ-1 Том 42. Нидерланды - Оклагома (1939)-2.pdf/118

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ОБЩИЙ КРИЗИС КАПИТАЛИЗМАстрение аграрного кризиса, которое началось в 1937. С 1932 по 1937 положение сельского х-ва Америки значительно улучшилось. Хотя доход фермеров в 1937 был на 2 млрд. долл, ниже, чем в 1929, однако за эти годы он вырос с 4, 3 до 8, 5 млрд. долл. Это частичное улучшение дел сел. хозяйства произошло на основе огромного разрушения его производительных сил, сокращения посевных площадей и количества скота. Это сокращение было обусловлено ухудшением обработки почвы в результате аграрного кризиса, действием ряда засушливых лет (а засуха влияла особенно разрушительно вследствие упадка агрикультуры), а также правительственной политикой искусственного сокращения с. — х. продукции с целью поднять с. — х. цены и тем самым доходы фермеров. Но в 1937 посевные площади превысили уровень 1929. В силу хороших метеорологии. условий урожай 1937 оказался прекрасным по хлопку и хорошим по пшенице.

Этот урожай обрушился на американских фермеров тяжелым бременем. С весны 1937 цены на с. — х. товары вновь резко падают, началось новое обострение аграрного кризиса, к-рое не могло не повлечь за собой обострения кризиса в промышленности. Все это — рост безработицы, дальнейшее снижение доходов рабочего класса, обострение аграрного кризиса, дальнейшее снижение фермерских доходов, свертывание промышленного строительства, наконец, саботаж реакционных кругов крупной буржуазии  — ведет к дальнейшему обострению экономил, кризиса в США.

Начавшись в США, экономил, кризис захватил и ряд других капиталистич. стран. Перерастание американского кризиса в кризис мировой прежде всего проявилось на фондовых и товарных биржах. Во всех крупнейших биржевых центрах Европы в 1937—38 наблюдается сильное падение курсов акций. Биржевой кризис приобрел большой размах. По сравнению с высшей точкой, достигнутой в 1937, курс акций упал к концу октября 1938 в Лондоне на 22%, в Брюсселе — на 20%, в Париже — на 20%. Сильнейшим образом пали также цены на биржевые товары (см. табл. 5). К середине 1938 падение промышТ а б л. 5. — Падение цен в начале ноября 1938 по сравнению с высшей точкой 1 937 (в %).

Товары Медь.......................

Цинк...................

Свинец................

Олово ...................

Товары 35 31 60 56

Пшеница ....

Хлопок . . . • .

Каучук .............

59 37 38

ленной продукции в сколько-нибудь значительных размерах произошло в Канаде, Бельгии, Швеции. Из великих держав вслед за США кризис прежде всего охватил богатейшую страну Европы — Англию. О нарастании кризиса в Англии свидетельствует прежде всего огромный рост безработицы; за сентябрь 1937  — октябрь 1938 она увеличилась в Англии на 465 тыс. человек.

Кризис в Англии проявился также в заметном падении продукции ряда отраслей промышленности (хлопчато-бумажная пром-сть, судостроение и т. п.), в значительном сокращении жилищного строительства и в начавшемся сокращении внешней торговли. Фактором, к-рый задерживает развертывание кризиса в Англии, являются огромные военные заказы, обеспечиваю 618

щие высокую нагрузку для целого ряда отраслей тяжелой промышленности Англии.

Важнейшим фактором, который модифицирует весь ход развертывания нового мирового экономил. кризиса, в отличие от кризиса 1929, является господство военного хозяйства в ряде крупнейших капиталистич. стран. Сюда относятся прежде всего Япония, Германия и Италия. В этих странах вся экономил, жизнь целиком подчинена интересам ведущихся ими войн и подготовляемой ими войны мировой.

В Японии установлен правительственный контроль над вложениями новых капиталов, новыми эмиссиями акций и облигаций, созданием новых компаний. Цель контроля — ограничить приток капитала в невоенные отрасли, направить их в военные производства, облегчить реализацию военных займов. Принятый в Японии в сентябре 1937 закон о регулировании внешней торговли предоставляет правительству широкие права регламентации ввоза, вывоза, потребления сырья и продуктов питания. Государственному контролю подчинены судоходство, вся военная промышленность, нефтяная пром-сть, производство синтетич. нефти и т. д.

Валютные переводы регламентируются уже на протяжении ряда лет. — В Германии военная регламентация хозяйства зашла еще. дальше, чем в Японии. Регламентируются капиталовложения (в десятках отраслей запрещены вложения новых капиталов и расширение предприятий; в других отраслях всякое строительство, требующее определенного минимума капиталовложений, допускается лишь по специальному разрешению). Строго регламентируется вся внешняя торговля. Регламентируется потребление (продовольственные карточки, принудительная примесь суррогатов к хлебу, ограничение импорта продовольствия и кормов и т. д.). Регламентируется распределение сырья и его потребление (запрещение применять металлы в многочисленных производствах, обязательная примесь суррогатов в текстильной и ряде других отраслей промышленности). Жестко регламентируется сел. х-во (принудительная сдача хлеба, регламентация размеров посевов и т. д.). В централизованном порядке осуществляется распределение огромных военных заказов и снабжение предприятий, выполняющих эти заказы, дефицитным сырьем. Объектом жесткого «регулирования» являются и условия труда; здесь дело сводится к удержанию заработной платы на ничтожном уровне, к террористич. подавлению забастовочного движения, к широкому применению принудительного труда и т. д. Все это военное регулирование весьма приближается к регулированию хозяйства времен первой мировой империалистич. войны, которое Ленин в свое время называл военно-государственно-монополистическим капитализмом.

И тогда и теперь оно осуществлялось и осуществляется руками монополий и их агентов и на пользу монополиям. Суть этого регулирования — в подчинении всего хозяйства военным интересам, в переложении всех тягот милитаризма на плечи широких масс, в обеспечении огромных военных сверхприбылей монополистов. Это  — «военная каторга для рабочих, военная охрана прибылей капиталистов» (Ленин, Соч., т. XXI, стр. 186). Военно-фашистская каторга в современной Германии во многих отношениях еще более тягостна для широких масс, чем военная каторга 1914—18.