Страница:БСЭ-1 Том 42. Нидерланды - Оклагома (1939)-2.pdf/227

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Донные отложения. В эпоху великих открытий интересовались, гл. обр., новыми землями и мало думали о грунтах на дне морей и океанов. Имелись сведения только о характере якорных стоянок, т. е. о том, как держится якорь, скользит ли, засасывает ли его и т. п.

В 1725 Марсильи написал первую океанографию («Histoire physique de la mer», Amsterdam, 1725). По его мнению, дно океанов и морей состоит из таких же горных пород, как и суша, но покрыто сверху отложившимся илом. В 1836 Эренберг, занимаясь изучением осадочных пород, выяснил, что многие из них образованы остатками скелетов и раковин морских организмов. Это положение после изобретения лота Брука, приносившего со дна образцы грунта, было подтверждено Бэлеем (1856), исследовавшим образцы, добытые Бруком в сев. части Тихого океана с глубины 1.600—5.000 м.

Первая общая схема типов отложений на дне Мирового океана и их распространения была выявлена экспедициями на «Челленджере», «Газелле», «Тускароре» и «Витязе». Такую первую сводку дали Дж. Меррей и Ренар. Материалы последующих экспедиций и исследований только дополнили и уточнили картину, выявленную Мерреем (см. Океан).

Соленость и химический состав солености океанической и морской воды. Плотность. О со лености морской воды и непригодности ее для питья, естественно, знали еще в глубокой древности все прибрежные народы. Сенека (1 в. хр. э.) считал, что количество принесенной с суши воды равно количеству испаряющейся с поверхности океана и что поэтому уровень океана и морей постоянен. Отсюда он делал вывод, что и соленость океана ц морей тоже должна быть постоянной. Варениус, написавший в 1650 книгу «Geographia generalis in qua affectiones generales telluris explicantur», считает, что океан всегда был соленым и что реки доставляют в него соли. По его мнению, соленость от полюса к экватору должна возрастать; теплые воды океана должны быть более солеными. Систематические исследования солености Мирового океана и морей начались в 19 в., причем одним из первых ученых, работавших в этой области; был русский академик Э. Ленц, плававший вместе с Коцебу на шлюпе «Предприятие» (1823—26). Ему принадлежат первые точные наблюдения над плотностью морской воды. Ленц первый указал, что около экватора мы имеем зону с пониженной плотностью и соленостью, а в субтропиках плотность и соленость повышены.

Огромную роль в изучении всего комплекса вопросов, относящихся к солености океана, сыграла экспедиция на «Челленджере». Английский химик Дитмар сделал 77 определений химич. состава солености океанической воды, взятой в разных местах Мирового океана с различных глубин. Результаты показали, что вода Мирового океана обладает постоянным химич. составом. Этот замечательный вывод был в основном подтвержден и всеми последующими исследованиями. Работы последнего времени обнаружили, что в связи с сезонными изменениями количества биомассы в поверхностных слоях умеренных морей наблюдаются колебания количества фосфатов, нитратов, нитритов, солей аммония и т. п., но так как эти соли находятся в морской воде в ничтожных количествах, то основные соотношения от этого не меняются.Температура и льды. Марсильи (1725) считал, что температура на глубине не меняется.

Бюффон (1750) отметил, что с больших глубин груз лота всегда извлекается холодным. Отсюда он сделал вывод об убывании температуры с глубиной. Крузенштерн во время первого русского кругосветного плавания первый применил для глубоководных измерений минимальный термометр. Э. Ленц, построивший батометр, получал с больших глубин воду с мало изменившейся температурой и первый дал картину изменения температуры по вертикали до глубин порядка 2.000 м. Он же показал необходимость защиты резервуара термометра от давления. В 1878 в Лондоне механики Негретти и Замбра изобрели опрокидывающиеся термометры, при перевертывании к-рых отрывается столбик ртути. Эта идея, далее технически усовершенствованная, позволяет определять глубинные температуры с точностью до сотых градуса. В наст, время общая картина термич. режима Мирового ок. в основном установлена.

Первые сведения о возможности замерзания морской воды сообщил Пифей (Питеас) — 4 в. до хр. э. Норманны, открывшие на рубеже 1  — го и 2  — го тысячелетий Гренландию, плавали во льдах и имели сведения о их распространении.

Конец 15 и 16 вв. ознаменовались попытками найти северо-западный и северо-восточный проходы вокруг Сев. Америки и Сев. Азии, во время к-рых Кабот, Гудсон, Девис, Баффин, Баренц и др. были остановлены льдами. Д. Кук во время второго путешествия встретил льды под 70° 10' ю. ш. Экспедиции Беллинсгаузена (1819—22) и, далее, французская Дюмон-Дюрвиля и особенно английская Д. Росса (1839—1841) дали очень много для познания режима антарктических льдов. Последний открыл и описал «ледяной барьер» Росса. В начале 20 в. исследования антарктических льдов связаны с именами Шеклтона, Скотта, Шарко, Борхгревинка, Дригальского и Амундсена.

Русские исследователи, участники Великой Северной экспедиции  — Беринг, Прончищев, бр. Лаптевы, Челюскин, — дали в первой половине и середине 18 в. много сведений о льдах морей, омывающих север Азии. В 19 в. работы Парри, Д. Росса, Мак-Клюра, Мак-Клинтока, Кэна и др. осветили режим льдов в сев. — американском архипелаге. В1874 австрийцы Пайер и Вайпрехт описали льды около Земли Франца Иосифа, а Норденшельд в 1878—79 прошел с запада Сев. — восточным проходом. В 1893—96 экспедиция Нансена на «Фраме» дала огромный материал о свойствах льдов Полярного бассейна, о их движении и режиме. В 20  — х гг.

20 в. Мальмгрен, погибший после катастрофы дирижабля «Италия», дал сводку сведений о свойствах морского льда. В последнее десятилетие блестящие советские исследования Арктики обогатили О. систематич. данными о режиме льдов Сев. Ледовитого океана и его морей.

Волнение, приливы. Первое упоминание о приливах мы находим у Геродота (5 в. до хр. э.).

Зависимость приливов от фаз луны была впервые отмечена Питеасом (4 в. до хр. э.). В Средние века и в эпоху великих открытий зап. — европейскими мореплавателями был накоплен значительный фактический материал, который, однако, до работ гениального И. Ньютона, оставался несистематизированным. Ньютон дал первую теорию приливов. Лаплас, Маклорен, Эйлер, Бернулли и Эри развили ее. Вторая половина 19 века и начало 20 века выдвину-