Страница:БСЭ-1 Том 43. Окладное страхование - Палиашвили (1939)-2.pdf/190

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

Британский верховный комиссар концентрирует в своих руках все руководство страной впредь до создания законодательного совета из 10 чиновников и 12 выборных лиц. Актом английского правительства от 1/IX 1922 установлено особое палестинское гражданство. Этим же актом официальными языками признаны английский, древне-еврейский и арабский.

ПАЛЕСТРА (от греч. pale  — борьба), школа борьбы. Так назывались в Древней Греции школы, в к-рых дети до 16 лет (отроки) занимались под руководством педотриба гимнастикой. Первоначально П. принадлежали частным лицам; в эпоху эллинизма они стали преимущественно государственными. Для юношей от 16 до 20 лет таким заведением был гимнасий (см.). В П. обучались «пятиборью» (пентафлон): прыжкам, бегу, метанию диска и копья, плаванию и борьбе в собственном смысле. Ежегодно П. устраивали публичные состязания обучавшихся. В Афинах во время Пелопоннесской войны в каждой части города имелась своя палестра.

ПАЛЕСТРИНА, Джованни, настоящая фамилия — Пьерлуиджи, прозван Палестриной по месту рождения (Giovanni Pierluigi da Palestrina) (1525—94), великий итал. композитор, глава римской школы. Был членом певческой коллегии Сикстинской капеллы, но затем был удален из нее за то, что состоял в браке (по католич. законам это несовместимо с духовным званием). Однако в том же году (1555) получил место руководителя хора собора в Латеране (папском дворце в Риме). Позднее, когда П. представил три мессы (среди них знаменитая «Месса папы Марцелла»), официально признанные образцами католич. музыки, он получил звание композитора папской капеллы. Сочинения П. изданы в 34 томах. Подавляющее большинство их предназначено для церковной службы. Лишь в раннем периоде П. написал ряд светских мадригалов. В совершенстве владея полифонич. мастерством фламандской школы (см.), П. сознательно упрощал свой музыкальный язык, часто вовсе отказываясь от полифонии и прибегая к простому аккордовому складу. Музыка П. — благозвучная, ясная и величавая; обычно она написана для 4, 5 или 6 голосов хора a capella (т. е. без инструментального сопровождения). Творчество П. ответило требованиям Тридентского собора (1545—63) очистить церковную музыку от контрапунктических ухищрений, сделать ее общедоступной и не мешающей произношению слов текста, а также свободной от народных мелодий, часто вводившихся композиторами франко-фламандской школы в их церковные сочинения. Историческое значение П. выходит, однако, за пределы чисто культовой музыки. Будучи одной из вершин полифонич. искусства, творчество П. сыграло вместе с тем большую роль в подготовке нового гомофонно-гармонического склада музыки, утвердившегося на рубеже 16 и 17 вв., с возникновением оперы и оратории.

ПАЛЕХ, село Ивановской обл., в 30 км от г. Шуи. Известен с 16 в. как центр ремесленного иконописания, хранившего традиции древне-русского искусства. В иконе Палеха было много подлинных элементов народного примитива с характерной для него яркостью и силой цвета, с чертами реализма. Развивая в своей живописи изысканную манеру строгановских мастеров и «царского письма», Палех впитывает реалистические народные элементы искусства Ярославля, Костромы и Ростова. В 18 в. эти реалистические черты усиливаются в живописи Палеха, выражаясь в появлении рассказа, повествования, в развитии пейзажа; сложная тональная гамма богата тончайшими красочными оттенками. Сначала 19 в. в искусстве Палеха усиливается графичность, колорит становится блеклым, краски разбельными, формы менее напряженными. В этот период возникают и фрески П. с их ясным пластическим ощущением форм и сдержанным колоритом. Вторая половина 19 в. — эпоха упадка иконописи П.; начинается вырождение стиля, реалистические искания иссякают; в этот период происходит концентрация производства икон, мелкие мастерские исчезают. Их поглотила «фабрика» Сафонова, где отдельные процессы (заготовка материала, роспись, отделка) распределялись между особыми мастерами. Иконы делались дешевые и дорогие. Принимались подряды на роспись храмов. В условиях тяжелой эксплоатации угасала творческая самостоятельность художников, печать стандартности и безжизненности лежала на их работах.

После Великой Октябрьской социалистической революции иконописание прекращается; наступает новый знаменательный этап расцвета искусства П. В рапорте XVII Съезду партии палехские художники писали: «Мало ли творческих сил отняла у человека, присвоила себе церковь?.. Наши таланты, сдавленные в мертвом круге церковных образов, были обречены на гибельный конец. Революция уничтожила церковное ремесло, создала подлинное народное искусство». Октябрьская революция превратила бывших иконописцев-богомазов из ремесленников в подлинных художников и создала широкие возможности выявления всех творческих способностей народных мастеров кисти. В искусстве Палеха возникают новое содержание и новые формы. Мастера стали украшать предметы быта (изделия из папье-маше), применяя свою традиционную технику росписи яичными красками. В 1924 16 мастеров образовали артель, к-рая сейчас объединяет 130 художников П. Работая над созданием нового стиля, П. успешно преодолевает условность иконописных форм заполняя свою живопись реалистич. содержанием, почерпнутым из социалистической действительности (сцены из жизни Красной армии, колхозного строительства, нового быта, а также из народного фольклора, из произведений классиков и современных рус. писателей). Живопись П. — драгоценная миниатюра, украшающая изделия из папье-маше, покрытая прозрачным лаком, под к-рым горят и переливаются краски, мерцает золото. Крепкая и уверенная линия, строгий рисунок, пластичные формы, напряженный раскрытый цвет характеризуют миниатюру П. Мастера пишут по черному лаковому фону, на котором ярко и контрастно выделяются фигуры и пейзаж. В живописи П. основное внимание обращено на изображение действия и выразительность образа, поэтому пейзаж всегда играет подчиненную роль фона. Стиль П. своеобразно преломляется в творчестве его лучших художников. Один из наиболее крупных художников Палеха — И. И. Голиков. Его композиции  — скачущие тройки в вихре крутящейся метели, столкновения сражающихся всадников, битвы, полные блеска, сверкания лат и золотого оружия, — продолжают традиции пышной миниатюры стро-