Страница:БСЭ-1 Том 44. Пализа - Перемычка (1939)-2.pdf/103

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ВОЙНА (1914—18)

Антанта реагировала на выступление Турции бомбардировкой Дарданелльских фортов, переходом рус. войсками турецкой границы на Кавказе, занятием англ. войсками в Персидском заливе Басры (Бассоры) и объявлением 17/XI Англией протектората над Египтом в ответ на турецкую демонстрацию . против Суэцкого канала. Более серьезные операции на Азиатскотурецком театре начались в 1915. Из своих 40 дивизий Турция в конце 1914 сосредоточила 11 дивизий против Кавказа и 16 дивизий  — у проливов в районе Константинополя; этим 16 дивизиям была поручена защита непосредственных подступов к Константинополю. Они же являлись в дальнейшем (с 1916) резервом для всех фронтов. Однако почти полное отсутствие железных дорог затрудняло выполнение быстрых перебросок  — этого резерва с одного фронта на другой. О действиях на колониальных и морских театрах см. ниже — отдельные разделы.

Операции 1915.

Общая обстановка на театрах войны к началу 1915. Кампания 1914 убедила воюющие сто роны в том, что расчет на кратковременность войны был ошибочен, что необходимо готовиться к длительной борьбе, требующей огромных запасов людских и материальных средств.

3anacf>i, накопленные в предвоенные годы, иссякли в первые месяцы войны, показав всю ошибочность теоретич. расчетов, сделанных на основании поверхностного изучения опыта прежних войн. Недостаток вооружения, в особенности тяжелой артиллерии, и боевых припасов (англ. армия, напр., имела много шрапнельных снарядов, но остро нуждалась для своей артиллерии в гранатах) вынудил воюющие государства мобилизовать свою промышленность, заставив ее работать на нужды армии. — Наибольшие трудности в пополнении расхода оружия и боеприпасов испытывала царская Россия с ее отсталой промышленностью, с преобладанием фабрик и заводов с изношенным оборудованием. Вступив в войну с запасом снарядов, исчислявшимся в 900—1.200 выстрелов на орудие, Россия, в силу крайне недостаточного пополнения боеприпасов, в конце 1914 и в начале 1915 испытывала снарядный голод. Острый недостаток снарядов в русской артиллерии вынудил ее почти не отвечать на дождь огня, к-рый лился со стороны противника на рус. пехоту й заставлял ее терпеть огромные потери. Обнаружившийся к тому же времени недостаток винтовок привел к посылке в армию безоружных пополнений, которые должны были уже на театре военных действий получать винтовки своих убитых и раненных товарищей. Русской армии нехватало также пушек, пулеметов, ружейно-пулеметных патронов, снаряжения, обмундирования, продовольствия. Начальник штаба верховного главнокомандующего ген. Янушкевич забрасывал военное министерство в Петрограде паническими телеграммами об отчаянном положении со снарядами и др. видами военного снаряжения. Этот кризис в снабжении армии наряду с полной бездарностью большинства русских генералов (Ренненкампфа, Рузского, Иванова и им подобных) и активной предательской, шпионской деятельностью целой клики высшего офицерства, министров и чиновников, группировавшейся вокруг связанной с немцами царицы и военного министра СухомлиБ. С. Э. т. XLIV.нова, и привел русскую армию к тому катастрофическому положению, в котором она вскоре оказалась (о шпионаже см. ниже — Разведка и шпионаж в войне 1914—18). На действиях русских войск сильнейшим образом сказывалось отсутствие в их тылу развитой сети путей сообщения (германцы в этом отношении имели огромное преимущество) и то обстоятельство, что в результате шпионажа и перехвата радиосообщений замыслы рус. командования сплошь и рядом оказывались известными противнику.

Огромные потери в людях, явившиеся результатом неслыханного ранее размаха операций и резко возросшей мощи ружейно-пулеметного и артиллерийского огня (особенно велики были потери при наступлении на противника, занявшего оборонительное расположение), привели уже к началу 1915 к почти полному выходу из строя солдат, получивших подготовку еще в мирное время, и к значительному поредению рядов младшего и среднего командного состава кадровой службы. Это заставило все воюющие государства форсировать пополнение армий людскими резервами, обученными в тылу в ускоренном порядке. На Зап. — европейском театре противники перешли к позиционной войне и ограничивались мелкими столкновениями, имевшими главной целью улучшение занимаемых позиций. Наступивший на Зап. европ. театре период затишья Франция и Англия стремились теперь использовать для накопления материальных средств, необходимых для продолжения войны, причем возобновление активных операций откладывалось на длительный срок, тяжесть же ведения войны в данный момент всецело возлагалась на царскую Россию.

Фалькенгайн после глубокого разочарования должен был отказаться от мысли о необходимости нанесения главного удара на запад и согласиться на предложение командования герм.

Восточного фронта о перенесении центра тяжести войны на восток. Неудачи Австро-Венгрии на Русском фронте и . в Сербии отражались на внутреннем положении этой империи, усиливая революционное и нац. — освободительное движение и подготовляя развал этого многонационального государства. Вместе с тем, присоединение к коалиции центральных держав Турции, при бедности ее материальных ресурсов, требовало для ведения активных действий на Азиатском театре постоянной помощи Германии и делало необходимым ускорение разгрома Сербии, на что австро-венг. армия оказалась в 1914 не способной. Двусмысленное поведение Румынии, закрывавшей свои дороги для провоза в Турцию военных материалов, заставляло Германию искать для этого иных путей, а именно через Болгарию, из-за которой происходила усиленная борьба дипломатий воюющих сторон, окончившаяся в 1915 присоединением Болгарии к центральным державам. К началу 1915 все еще продолжался торг с Италией как бывших ее союзников, так и держав Антанты. Перевес все более клонился на сторону держав Антанты, к-рая не скупилась на обещания вознаграждений за чужой счет. Таким образом, в 1915 центр тяжести войны перешел на В ост. — европейский (Русский) театр, на котором Германия решила нанести решающий удар, надеясь покончить с Россией и принудить ее к заключению сепаратного мира, т. к. Россия, по мнению командования 19