Страница:БСЭ-1 Том 44. Пализа - Перемычка (1939)-2.pdf/106

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ВОЙНА (1914—18)

Польши, Литвы и Белоруссии за линию Зап.

Двины, притоков Немана и Припяти прошло в очень трудных условиях. Характерно, что в период отхода рус. войск из Галиции и Польши союзники не оказали России никакой помощи ни снабжением ни своими активными действиями. По свидетельству Ллойд Джорджа, «французы Копили снаряды, как будто это было золото, и с гордостью указывали на огромные запасы снарядов, готовых к отправке на фронт». В то же время «на каждое предложение снабдить Россию снарядами французские и английские генералы заявляли в 1914, 1915 и в 1916 гг., что им нечего дать». Только 7/VII в Шантийи на военной конференции Антанты Жоффр признал необходимым оказать «серьезную поддержку» рус. армии, но на самом деле более крупные наступательные операции Антанта провела лишь в конце сентября (в Артуа и Шампани). В период отхода из Польши, после оставления 5/VIII рус. войсками Варшавы, 20/VIII, после 7  — дневного сопротивления произошла сдача крепости Новогеоргиевск с 85  — тысячным гарнизоном; 22/VIII последовала сдача крепости Ковно, предательски брошенной бежавшим из нее комендантом ген. Григорьевым; 28/VIII был оставлен Брест-Литовск.

20/VIII русская Ставка покинула Барановичи и переехала в Могилев-на-Днепре. В это время, рассчитывая на свой авторитет и стремясь поднять «патриотическое настроение» населения, во главе вооруженных сил России вместо вел. князя Николая Николаевича стал Николай II, окруженный придворной камарильей и всякого рода проходимцами (Распутин и др.). Начальником штаба верховного главнокомандующего, т. е. фактически главнокомандующим, был назначен ген. Алексеев.

Северо-западный фронт был разделен на два: Северный — во главе с ген. Плеве и Западный  — во главе с ген. Эвертом. Все это, конечно, не могло изменить положения. Совершая глубокий обход с С., с выброской конной массы через Свенцяны в тыл фронта, герм. командование чуть было не уничтожило X рус. армию у Вильно; город был оставлен 18/. IX. Ликвидацией Свенцянского прорыва силами II армии в начале октября закончился отход Рус. фронта, и на Рус. театре йачалась позиционная война на линии Рига — Двинск — Пинск  — Черновицы. Царизм оказался совершенно неспособным продолжать войну. Одной из основных причин поражения царской армии был полный провал снабжения армии, вызванный экономии, отсталостью страны, организационной неразберихой, огромными злоупотреблениями чиновников, интендантов и#поставщиков. Результат кампании 1915 поставил перед Антантой вплотную вопрос о положении России. Не было больше сомнения, что царизм ведет страну к окончательному поражению, но Антанта стремилась выжать из рус. армии все, что она могла дать, пока она еще не развалилась окончательно.

Кампания 1915 на Западно-европейском театре. Распределение сил центрально-европейского

блока на Русском и Французском театрах с начала войны сильно изменилось (см. табл. 4).

Если в начале войны Восточно-европейский театр притягивал к себе только 30% всех выделенных Германией и Австро-Венгрией на эти два театра сил, то через год он отвлек на себя 58% их сил (по числу дивизий). Если учесть, что русские войска сражались в усло  — 584 Табл.

В начале войны Театры войны

4.

В августе 1915

пех. дивизий

кав. дивизий

Вост. — европейский (Русский) ....1324

Зап. — европейский (Французский) . .101

пех. дивизий

кав. дивизий

виях крайнего недостатка вооружения и боеприпасов, такой процент австро-герм. сил на В ост. — евр он. театре войны следует признать весьма высоким. Развертывание операций на Русском театре несомненно обеспечило Франции и Англии передышку, к-рая была широко использована ими для создания более благоприятных для них условий борьбы. Кампания 1915 на Русском театре показала также, что царская Россия и политически и экономически совершенно не способна вести в'ойну такого огромного масштаба, какой была первая мировая империалистич. война 1914—18. — Жоффр стремился немедленно воспользоваться ослаблением Западного герм. фронта в связи с начавшейся с. конца 1914 переброской герм. войск (из VI герм. армии) на Восточный театр. Однако для крупного наступления в новой обстановке  — в условиях позиционной войны  — армии Антанты не были должным образом подготовлены и оснащены. Англии и Франция предпочитали жертвовать рус. войсками и сохранять свои. Поэтому союзники ограничились в начале 1915 рядом частных наступлений. В середине февраля французы атаковали позиции III герм. армии в Шампани и расположение VI армии в Артуа, севернее Арраса, в районе высоты Нотр-Дам-де-Лоретт. В первой половине марта англичане предприняли атаку юго-западнее Лилля. Это были бои у Нёв-Шапель.

Во всех боях союзники имели только местные успехи. Новую операцию прорыва, к-рую стала готовить английская армия Хейга, германцы предупредили контрударом 22/IV по II английской армии северо-восточнее Ипра; применив впервые газобаллонную атаку, т. е. еще раз грубейшим образом нарушив свои международные обязательства (Гаагскую декларацию 1899). Применяя уИпра отравляющие вещества, германцы хотели испытать это новое оружие в массовом масштабе. Вместе с тем эта атака была одной из ряда демонстраций, предпринятых герм. командованием на разных участках Западного и Восточного фронтов для отвлечения внимания от готовившегося главного удара в Галиции. Тактический успех германцев у Ипра в результате применения О В был значителен, но он не был развит в оперативный.

После сражения 22/IV у Ипра англо-французы приступили к подготовке более крупной операции, но также с ограниченной целью.

Операция была поручена командующему X франц. армией ген. Фошу. Целью операции был прорыв германской позиции на холмах Артуа (между Ла-Бассе и Аррасом) на фронте в 53 км при поддержке II англ. армии с С. и V франц. армии сЮ. Операция пр одолжалась более месяца с перерывами и с постепенным ослаблением темпа наступления; около 25/VI