Страница:БСЭ-1 Том 44. Пализа - Перемычка (1939)-2.pdf/124

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ВОЙНА (1914—18)

ности. Правда, ей нехватало еще маневренной опытности, чтобы использовать благоприятные моменты, к-рые представлялись ей в сражении у Камбре, но в позиционной войне она представляла для германцев уже серьезного противника. Борьба, которую вела англ; армия в 1917, стоила герм. армии нескольких сотен тысяч жизней ее солдат, что являлось для нее, при общем недостатке людских ресурсов, очень большим ущербом. — Французская армия, пережившая неудачное наступление Нивеля и последующее сильное революционное брожение в ее рядах, в течение ряда месяцев не могла окончательно оправиться от перенесенного потрясения. Лишь во второй половице года французские части смогли провести два удачных наступления с ограниченными целями у Вердена й на Шмен-де-Дам.

Германская армия, несмотря на «успехи» на Русском и Итальянском фронтах, находилась в худшем положении, чем раньше. Людендорф, сторонник нанесения решительного удара на востоке, помог, конечно, отрешиться от захватнических устремлений империалистич. Германии и стремился прежде всего разделаться с Россией. В то же время состояние германской армии и наличие роста революционного движения в Германии и Австро-Венгрии помешали Людендорфу воспользоваться моментом ослабления ар мии Франции и нанести ей решительный удар.

Эти обстоятельства, атакже отвлечение герм. сил на другие фронты (Русский, Итальянский, Азиатско-турецкий) снова дали командованию Антанты передышку для подготовки своих армий к кампании 1918, которая решила исход 4  — летней борьбы.

Великая Октябрьская социалистическая революция дала возможность Советской России выйти из империалистич. войны. Германское правительство и командование явились в Брест, считая себя победителями, и предъявили России неслыханные требования «похабного мира», которые молодое Советское правительство, стремившееся добиться передышки, должно1 было принять. Империалистическая Германия, сжимаемая тисками приближавшегося' с каждым днем голода, надеялась смягчить его грабительским захватом имевшихся на Украине запасов, чтобы ими несколько успокоить надвигавшийся революционный взрыв голодавших народных масс внутри страны, и двинула на Украину свои дивизии. Однако, стремясь поживиться за счет России, ставя перед собой целью свержение Советской власти и восстановление старого буржуазного режима, герм^ командование не могло быть спокойным за положение своих армий на Западном театре, где против них выступил новый враг в лице армии США, появление которой во всей ее мощи было уже близко. В такой обстановке центр, державы стремились окончить войну с Антантой ранее, чем этот новый враг станет действенной угрозой и поставит под вопрос исход всей многолетней борьбы, к-рую Германия вела с таким трудом. Внутреннее положение Германии и Австро-Венгрии, в к-рых недовольство масс затянувшейся войной и существовавшим режимом заставляло опасаться революционного взрыва, также толкало герм. командование на поиски скорейшей развязки войны.

Несмотря на оставление значительных сил в России, герм. командование имело еще много войск на Западном театре. У Антанты было всего 274 дивизии, у Германии  — 370 дивизий, из к-рых на Зап. — европейском театре находи 612

лись: у Антанты  — 171 пехотная и 9 кавалерийских дивизий, у Германии  — 193 дивизии; зато по своему составу герм. дивизия была слабее французской и английской. Герм. командование решило нанести поражение своему главному противнику  — Англии  — с целью захвата побережья Ла Манша. Захват этого побережья, где находились англ. базы, к сообщениям с которыми так чувствительны были англ. войска, мог открыть новые возможности: заставить англ. войска вернуться в Англию, создать угрозу артиллерийского обстрела Лондона, оживить подводную войну, результаты к-рой все уменьшались, и усилить блсн каду англ. островов. Однако здесь, в болотистой долине р. Лис, находились главные силы англ. армии, атаковать к-рые при таких условиях в это время года (начало весны) Людендорф не решался. Необходимо было найти такой участок фронта, на к-рый можно было бы привлечь часть англ. сил, разбить их и этим ослабить сопротивляемость остальной массы армии.

Таким участком был избран фронт, находившийся против позиции «Зигфрид», оставленный германцами в 1917, наиболее слабо защищаемый (в отношении укреплений и сосредоточенных там сил) армиями союзников. Центр тяжести наступления должен был находиться севернее р. Соммы, откуда, в случае успеха, можно было повернуть на С.-З., в сторону Булони.

Командование Антанты, державшееся во второй половине 1917 осторожной, нерешительной тактики, решило и на 1918 ограничиться обороной, выждав прибытия во Францию массы американской армии, чтобы в 1919 обрушиться всеми собранными силами на германцев и их раздавить. Однако освобождение герм. сил в России заставляло считаться с возможностью их переброски на Западный театр с целью нанесения удара на одном из участков фронта. Для отражения такого удара командование Антанты решило держать большие резервы; к-рые можно было бы перебросить на угрожаемый участок фронта.

Операции 1918 и военный разгром Германии.

Кампания 1918 на Западно-европейском театре. Генерал Людендорф в своих воспомина ниях так оценивает создавшуюся к началу 1918 обстановку: «На рубеже 1917—18 гг. обстановка на суше вследствие выхода из войны России слагалась для нас выгоднее, чем за год перед этим...». Однако он не учитывал того, что германское командование само связало себе руки интервенцией в России и эта интервенция отнимала у Зап. герм. фронта значительное количество сил. Людендорф опасался лишь, что благоприятное для Германии соотношение сил может быть нарушено Америкой, которая перевезёт во Францию такое количество войск, что это соотношение изменится в пользу Антанты.* Момент! этотУдолжен былТнаступить летом 1918, т. к. Америка ежедневно перевозила по 7 тыс. солдат, получавших по прибытии во Францию соответствующее богатое технич. вооружение, частично тоже перевозимое из Америки, а частично изготовляемое в Европе на американские деньги. Германское командование считало, что необходимо было торопиться, чтобы не упустить столь благоприятный и по всем расчетам последний момент. Необходимо было подготовить во всех отношениях решительную операцию так, чтобы победа была обеспечена; от результатов операции