Страница:БСЭ-1 Том 44. Пализа - Перемычка (1939)-2.pdf/126

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ВОЙНА (1914—18)

двинутые сюда резервы. Людендорфу пришлось отказаться не только от наступления во Фландрии, но и приступить к эвакуации выступа на р. Лис и предмостных позиций западнее рр. Авр и Анкр.

В военной литературе боям на реке Марне в 1918 дают иногда название «Второй Марны», в отличие от Марнского сражения 1914. Потери германцев с 15/VII по 4/VIII превысили 120 тыс. человек, пополнений оставалось мало, германское главное командование было вынуждено расформировать еще 10 пехотных дивизий (ранее уже было расформировано несколько дивизий) и укомплектовать за их счет лучше сохранившиеся дивизии. Армии Антанты также потеряли ок. 120 тыс. чел., но при этом Париж был избавлен от нависшей угрозы, фронт сократился на 45 км, и главный ж. — д. путь из Парижа через Шалон к Вердену был освобожден. Французами было взято 35 тыс. пленных, 700 . орудий и свыше 6.000 пулеметов.

В своем плане от 24/VII Фош признавал, что еще не настало время для перехода в общее наступление, но уже пора отказаться от оборонительного способа действий, к-рого союзники придерживались до* сих пор. Переоценивая боеспособность противника и намечая только на 1919 свой решительный удар на Маасе и Мозеле, Фош полагал, что ближайшая задача союзных армий во Франции состоит в восстановлении стратегии, свободы действий, утраченной вследствие обстрела Амьена, потери копей в районе Бетюна, угрозы Кале и перерыва у Сен-Мийеля сообщения по важной железной дороге Париж — Нанси, идущей вдоль линии фронта. Эту задачу Фош рассчитывал выполнить отдельными быстро следующими друг за другом операциями с ограниченной целью. Так наметились 4 операции, имевшие главной целью обеспечить Париж и побережье: уничтожение герм. выступов у Амьена и у Сен-Мийеля, обеспечение Кале и возвращение копей у Бетюна.

Выполнение операций у Амьен а возлагалось на IV англ. армию ген. Раулинсона при поддержке I франц. армии генерала Дебене.

К утру 8/VIII на фронте атаки от шоссе из Амьена до Морланкура протяжением 18 км развернулись 11 англ. пехотных и 3 кавалерийских дивизии с 2.000 орудий (800 тяжелых), 420 танками и 800 самолетами; южнее находились 15 франц. пехотных и 3 кав. дивизии Дебене с 1.616 орудиями (836 тяжелых), 270 танками и 700 самолетами. Атака была произведена на рассвете 8/VIII совершенно неожиданно для германцев, без артиллерийской подготовки, но с участием танков — сначала англичанами, а часом позднее французами, — и имела полный успех. В результате в течение дня к югу от Соммы германцы были отброшены на 8—12 км и потеряли пленными 16.350 чел. На германцев неожиданный удар союзников произвел потрясающее впечатление. По словам Людендорфа, «8 августа представляет самый черный день германской армии в истории мировой войны».

14/VIII Гинденбург на совещании в Спа доложил Вильгельму, что боеспособность герм. армии пала, наступать, а следовательно, и победить она не в состоянии и что поэтому надлежит, пока герм. войска занимают большую площадь неприятельской территории, добиваться окончания войны дипломатическим путем. Потери германцев (только за один день 8/VIII германцы потеряли ок. 30 тыс. убитыми и ранеными; за период 8—15/VI 11 они потеряли 30 тыс.пленных и 600 орудий) привели к уменьшению резервов и необходимости продолжать расформирование наиболее пострадавших дивизий.

Разложение и упадок дисциплины, к-рые начали проявляться в герм. армии еще в 1917, теперь, после понесенных поражений, обнаружились еще резче  — Стали учащаться наблюдавшиеся и раньше случаи отказа частей сражаться, увеличились дезертирство и уход с фронта солдат даже в наиболее боеспособных ударных дивизиях. Переброска дивизий из России, где солдаты, близко соприкасаясь с населением, воспринимали революционные идеи, еще более способствовала ускорению процесса разложения частей, находившихся на Западном театре.

Беспрерывное нахождение частей под ударами армий союзников выматывало их, внося растерянность в среду командного состава. Вынужденное необходимостью беспорядочное введение в бой резервов, не давая нужных результатов, еще более способствовало общему утомлению.

Несмотря на столь крупные результаты, Амьенская операция англо-французов все же не дала решающего стратегии, успеха. Это объясняется тем, что глубина ударов во многом зависела от стремления франц. командования сэкономить живую силу франц. войск, понесших огромные потери в предшествующие годы войны, от переоценки противника и от неуверенности в боеспособности своих войск. Обеспечив железную дорогу Париж — Амьен и стремясь не давать передышки германцам, Фош приступил к расширению зоны своего наступления и тотчас же предпринял операции на обоих флангах продвинувшихся частей. Угроза с обоих флангов заставила Гинденбурга 2/IX отдать распоряжение об отходе герм. армий на всем фронте от р. Скарпы до р. Бель (протяжением в 160 км) на позиции «Зигфрид». Германцы начали отход в ночь на 3/IX и 8/IX заняли на фронте от Арраса до р. Эллет большую часть тех позиций, с к-рых они начали наступление весной 191В. До 26/IX на всем фронте наступило относительное спокойствие, прерываемое незначительными боями, имевшими целью оттеснить германцев с их передовых позиций.

Выступ на р. Лис германцы очистили сами к 6/IX, что сделало излишней намеченную еще 24/VII операцию по обеспечению побережья и возврату копей в районе Бетюна. Для выполнения первой части плана Фоша оставалось, следовательно, только освободить район Сен-Мий еля, что и было выполнено 12—15/IX атакой американской армии. Последнюю, под влиянием кризисов, пережитых англо-франц. войсками в марте — июне, решено было перебрасывать во Францию ускоренным темпом, и с осени она уже играла значительную роль во всех операциях этого театра. После Сен-Мийельской операции Фош уже мог думать об общем наступлении на всем фронте от Мааса до моря.

Расчеты Людендорфа на медленность перевозки амер, войск во Францию оказались ошибочными. Меры, принятые Англией и США для предотвращения потопления герм. подводными лодками транспортов с американскими войсками (конвоирование и вооружение торговых судов), оказались вполне действительными. В результате к началу сентября 1918 во Францию было перевезено 1.500 тысяч американцев  — всего 30 дивизий. В последующем темпы перевозок не ослабевали, и ко дню перемирия из общего числа 3.750 тыс. призванных в армию амери-