Страница:БСЭ-1 Том 44. Пализа - Перемычка (1939)-2.pdf/183

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ВОЙНА (1914—18)

социалистической революции выступили против нее и против ее вдохновителей и организаторов — большевиков. Широкие массы рабочих с своей стороны встретили весть о пролетарской революции в России с огромным энтузиазмом и радостью. Вопросы мира стали с первых же шагов деятельности Советской власти в центре ее внимания. Обращаясь к рабочим Англии, Франции и Германии, 2-й Съезд Советов призывал их «успешно довести до конца дело мира и вместе с тем дело освобождения трудящихся и эксплоатируемых масс населения от всякого рабства и всякой эксплоатации». Советская власть предложила воюющим странам заключить немедленно перемирие по крайней мере на 3 месяца для ведения переговоров о мире.

Призыв Советской власти был отклонен империалистическими правительствами Англии и Франции, Советское правительство, в виду отказа Франции и Англии от переговоров о мире, приступило к переговорам с Германией и Австрией и заключило Б реет-Литовский договор. Условия этого мира были чрезвычайно тяжелы для молодой Советской республики, особенно в результате предательства Троцкого, Бухарина, Радека, Пятакова и др., пытавшихся сорвать мирные переговоры. Этим они всячески облегчали Германии новое военное наступление на рубежи Советской, республики. И все же заключение мира «дало партии возможность выиграть время для укрепления Советской власти, для приведения в порядок хозяйства страны. — Заключение мира дало возможность использовать столкновения в лагере империализма (продолжавшаяся война Австро-Германии с Антантой), разложить силы противника, организовать советское хозяйство, создать Красную армию» [История ВКП(б). Под ред.

Комиссии ЦК ВКП(б), 1938, стр. 209]. Воспользовавшись противоречиями между империалистич. группами, Советская республика вышла из империалистич. войны. «Брест знаменателен тем, — говорил Ленин в ноябре 1920, — что в первый раз в масштабе гигантски-большом, среди трудностей необъятных мы сумели использовать противоречия между империалистами так, что выиграл в конечном счете социализм» (Ленин, Соч., т. XXV, стр. 499).

Бухарин, Радек, Пятаков и другие «левые коммунисты» своей борьбой против Ленина, Сталина и ЦК большевиков на деле «помогли германскому империализму и помешали росту германской революции» (Ленин, Соч., т. XXII, стр. 307). Осудив позиции Троцкого и Бухарина, VIII Съезд партии одобрил стратегию Ленина и Сталина в вопросе о мире.

Профсоюзы приняли в Октябрьской революции самое активное участие и сыграли большую роль в деле мобилизации и организации масс.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции перед, профсоюзами встали новые задачи — задачи активного участия в строительстве народного хозяйства на новых социалистич. началах, что нашло свое выражение уже в резолюции 1  — го Всероссийского съезда профсоюзов, указавшего, что «центр тяжести работы профсоюзов должен быть перенесен в область организационно-хозяйственную». Рабочий контроль, осуществлявшийся на предприятиях фабрично-заводскими комитетами, явился хорошей школой управления производсгвом. Борьба за рабочий контроль, против саботажа промышленников, завершившаяся захватом фабрик и заводов, выдвинула

726.

уже летом 1918 перед Советской властью вопрос о национализации крупной промышленности, банков, транспорта.. Если до Октябрьской революции основным стержнем в деятельности профсоюзов была экономия. борьба с капиталистами путем стачки, то после захвата фабрик и заводов, после национализации промышленности центр тяжести в работе профсоюзов был передвинут в плоскость борьбы с разрухой, с саботажем, в плоскость участия в организации социалистич. хозяйства. Страна получила передышку и возможность укрепить Советскую власть, развернуть работу по организации Красной армии и всеобщему военному обучению населения, по упорядочению разрушенного войной народного хозяйства. Это было тем более неотложно и необходимо, что страна, вставшая с первых дней Октябрьской революции на путь социалистического переустройства, вступала в полосу длительной и упорной гражданской войны, борьбы с международной интервенцией, вступала в полосу огромных трудностей и испытаний, вступала в полосу, к-рая решала судьбы социалистич. революции.

Австро-Венгрия. С самого начала войны правительство Штюрка ввело в стране осадное положение. Власть фактически перешла в руки военного командования. Фабрики были объявлены на военном положении. Рабочие были подчинены действию военных законов. Предприятиями управляли часто военные. Действие конституции было приостановлено, гражданское население отдано на произвол военных судов.

«В тылу, как и на фронте, господствовали произвол и презрение к законности, — говорит по поводу царивших в годы войны в Австрии порядков историк австрийской социал-демократии Брюгель, — был создан порядок организованного террора... полевые суды хозяйничали... генералы приказывали вешать без судебного следствия». Тяжелое продовольственное положение усугубилось в 1915—16 угольным голодом, нехваткой нефтепродуктов и транспортной разрухой, принявшей особенно острые формы в конце 1917. Несмотря на свирепый разгул реакции и военщины, рабочие все чаще и настойчивее стали оказывать сопротивление. предпринимателям и властям, вступая в конфликты и «дикие» стачки, вопреки запрету лидеров профсоюзов. По официальным данным, в 1916 насчитывалось42стачки с 15тыс. участников и 22 тыс. потерянных дней. Наблюдавшееся в первые годы войны снижение количества профессионально-организованных рабочих сменилось полосой прилива масс в профсоюзы. Так, в 1913 свободные с. — д. союзы Австрии насчитывали 372.216 членов, в 1914—210.421 чл., в 1915—151.424 чл., в 1916—138.782 чл., в 1917—232.076 чл. и в 1918—307.044 члена. Что касается венгерских профсоюзов, то они в 1914 насчитывали 51.510 чл., в 1915—48.381, 1916—55.338 чл. и в 1918—721.000 членов.

В связи с разрывом дипломатия, отношений с Сербией руководство соц. — демократической партии заявляло в опубликованном ею манифесте: «И мы, социал-демократы, представители трудящегося народа, не закрывали глаза на ту тяжелую несправедливость, которую проделали по отношению к Австрии сербские властители».

После объявления мобилизации партийное руководство вместо того, чтобы призвать массы к борьбе против австрийского империализма, указывало в своем новом манифесте, что «исто-