Страница:БСЭ-1 Том 44. Пализа - Перемычка (1939)-2.pdf/7

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ПЕДАГОГИКАизучение документов, при этом ни один из методов исследования не должен быть универсальным и единственным. В одном и том же исследовании применяются чаще всего различные методы в необходимом их сочетании. Имевшее место применение т. н. тестов и всякого рода бессмысленных анкет разоблачено как антинаучное, вредное. П. опирается на данные других наук, в частности анатомии, физиологии и психологии, поскольку для определения содержания, методов и организации педагогии. практики необходимо знание законов развития организма и психики ребенка. Советская П., опираясь на диалектико-материалистич. метод, решает свои проблемы в области воспитания и образования детей, исходя из задач построения коммунистич. общества. Важнейшая задача советской П. — научно обобщить огромное богатство передового современного и исторического педагогического опыта, сделать это обобщение, в свою очередь, средством для дальнейшего развития советской педагогии, практики, установления наиболее рациональных форм и методов коммунистич. воспитания детей.

II. Краткий очерк истории П.

На протяжении многих веков в П. разных времен и народов основной теоретич. проблемой была проблема целей и задач воспитания и обучения детей. Идеал всестороннего гармонии, развития личности, провозглашавшийся лучшими представителями человечества как цель воспитания, неизбежно опровергался противоречиями классового общества, построенного на угнетении человека человеком. В течение всей истории классового общества система образовательных и воспитательных учреждений и мероприятий служила и служит в наст, время в руках эксплоататорских классов орудием угнетения, средством закрепления своего господства. В рабовладельческом обществе образование монополизировалось господствовавшим классом, и народные массы пребывали в темноте. В феодальном обществе просвещение было полностью в« руках духовенства, к-рое сделало школу средоточием религиозного влияния и сильнейшим орудием классового угнетения.

В капиталистическом обществе образование  — привилегия богатых. Буржуазная П. разработала, с одной стороны, систему воспитания и обучения командиров капиталистич. производства и других кадров, необходимых для системы эксплоатации (чиновничество, духовенство, полиция, военные), а с другой — систему учреждений и мероприятий для детей трудящихся, где дается голодный паек тех знаний, к-рые необходимы для целей эксплоататоров (начальная грамота для городского фабричного рабочего и т. д.). Буржуазной П. признается иногда даже формальное право значительной части народа на образование. Формулировка целей П. в таком случае звучит нередко как выражение якобы общечеловеческих бесклассовых идеалов, будучи фактически маскировкой узкоклассовых, эксплоататорских задач. Энгельс в своей работе «Положение рабочего класса в Англии» в связи с этим пишет: «Если буржуазия дает им (рабочим. — Ред.) жить лишь постольку, поскольку это ей необходимо, то не должно удивляться, если она и образования дает им лишь постольку, поскольку это в ее интересах» (Маркс и Энгельс, Соч., т. III, стр. 402). Буржуазия, объявившая войну религии в период борьбы засвое господство, став у власти и подчинив себе церковь, сделала религиозное воспитание одним из важнейших средств обмана народа.

Религиозное обучение в той или иной форме является неотъемлемой принадлежностью буржуазной школы. Прививая буржуазную мораль, оправдывающую эксплоатацию человека человеком, и вырабатывая буржуазное классовое мировоззрение, покоящееся на признании вечности и незыблемости капиталистич. строя и частной собственности, буржуазная школа вступает в конфликт с современной передовой наукой. Фальсифицируя науку, отравляя рабочий класс религиозным дурманом, собственничеством, национализмом, индивидуализмом, буржуазия для воздействия на рабочий класс в этом направлении усиленно использует школу. Характеризуя политику буржуазии в области воспитания, Энгельс пишет: «Здесь воспитание учит смирению, здесь все гибко и приспособлено для надобностей господствующей политики и религии, так что рабочий слышит только проповедь повиновения, пассивности и покорности судьбе» (там же, стр. 519). Все ухищрения буржуазной П. сколько-нибудь сгладить противоречия, разрозненность и хаотичность в воспитании и образовании трудящихся, разумеется, бессильны, т. к. в системе капитализма все эти противоречия, присущие этой системе, не разрешимы. Наряду с официальной П. в обществе, основанном на эксплоатации, получают, однако, развитие и оппозиционные педагогии. идеи. Так, напр., в педагогических исканиях Локка, а позже у Руссо находили отражение цели воспитания молодой буржуазии как класса уже в эпоху феодализма, набиравшего силы для борьбы с устоями феодального общества. В этот период в формулировке целей буржуазной П. звучат передовые, прогрессивные идеалы. По мере того как буржуазия становилась господствующим классом и устанавливала свою систему воспитательных и образовательных учреждений, буржуазная П. стремилась скрыть неосуществимость в условиях капиталистич. строя всестороннего развития человека, прикрашивая фальшивой вывеской «общечеловеческих идеалов» классовый характер буржуазной системы воспитания.

Педагогика имеет свою большую историю, ее развитию содействовали на протяжении многих веков народы разных стран мира.

В каждую историческую эпоху, в соответствии с общим ходом общественного развития, постепенно формировалась господствующая система воспитания со своими определенными целями, содержанием, формами и методами. Господствующие классы создавали свою систему воспитания ради подготовки необходимых им кадров. В развитии П. всегда получала свое отражение борьба классов за материальное и идейное господство. Твердую почву для своего развития получает П. с того времени, когда возникает школа как наиболее организованная и целенаправленная форма воспитания и обучения. Уже в Древней Греции, где школа получила большое развитие и заняла важное место в общественной жизни, мы находим теоретически разработанные педагогии, системы, в которых обобщается богатый практич. опыт воспитания в Спарте и особенно в Афинах, формулируются в соответствии с потребностями общественного развития цели воспитания, определяются содержание, формы и даже методы воспитания и обучения. Наибольший интерес