Страница:БСЭ-1 Том 44. Пализа - Перемычка (1939)-2.pdf/76

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ВОЙНА (1914—18)

Балканские войны в основном завершили освобождение балканских славян от турецкого гнета. Ленин тогда писал: «В восточной Европе (Австрия, Балканы, Россия) — до сих пор не устранены еще могучие остатки средневековья, страшно задерживающие общественное развитие и рост пролетариата. Эти остатки — абсолютизм..., феодализм... и подавление национальностей. — Сознательные рабочие балканских стран первые выдвинули лозунг последовательного демократического решения национального вопроса на Балканах. Этот лозунг: федеративная балканская республика. Слабость демократических классов в теперешних балканских государствах (пролетариат немногочислен, крестьяне забиты, раздроблены, безграмотны) привела к тому, что экономически и политически необходимый союз стал союзом балканских монархий... — Несмотря на то, что на Балканах образовался союз монархий, а не союз республик, — несмотря на то, что осуществлен союз благодаря войне, а не благодаря революции, — несмотря на это, сделан великий шаг вперед к разрушению остатков средневековья во всей восточной Европе»(Ленин, Соч., т. XVI, стр. 175).

Это новое положение ставило на очередь дня задачу освобождения угнетенных народов Австро-Венгрии. Но в этот историч. момент могучие вооруженные силы, годами подготовлявшиеся в обоих лагерях империалистич. хищников, пришли в действие, и развернулась первая мировая империалистич. война, к-рая «в трояком смысле есть война рабовладельцев за укрепление рабства. Это, во  — 1  — х, за укрепление рабства колоний посредством более „справедливого" раздела и дальнейшей более „дружной44 эксплуатации их; во  — 2  — х, за укрепление гнета над чужими нациями в самих „великих44 державах,... в  — 3  — х, за укрепление и продление наемного рабства, ибо пролетариат расколот и придавлен» (Лени н, Соч., т. XVIII, стр. 197).

Общеевропейский политический кризис. По следние годы перед П. м. и. в. были временем общеевропейского политич. кризиса. Кризис выразился 1) в резком обострении классовой борьбы во всех странах. В России быстро нарастает новый подъем революционного движения.

Оформившись на Пражской партийной конференции в январе 1912 в самостоятельную партию нового типа, большевики возглавляют движение рабочего класса и ведут его под большевистскими лозунгами к решительным боям.

Ленские события (расстрел рабочих) 1912 (4/IV) и их мощный отзвук по всей стране были грозными предвестниками революционной бури.

Массовые стачки происходили в Петербурге, Москве, Поволжья, на юге России, в Зап. крае, Польше, на Кавказе; стачки в Баку накануне войны, петербургские забастовки, когда на улицах строятся баррикады, — были уже началом революционных выступлений рабочих и крестьянских масс. Эти события совпадают с приездом в Петербург франц. президента Пуанкаре для переговоров с царем об уже грозившей разразиться в тот момент войне. Англия в 1911—14 переживает невиданный подъем стачечного движения. Ирландия — накануне гражданской войны. В Германии в связи с германским «кровавым воскресеньем» (моабитские события 26/IX 1910) складывается предреволюционная ситуация. Во Франции — стачечный подъем, крестьянское движение, случаи неповиновения в армии. Рост революционного движения наблюдается в Италии, Испании. . Политич. кризисвыражается также «между прочим, в упадке буржуазной демократии и парламентаризма» (Сталин И., Жданов А., Киров С., Замечания по поводу конспекта учебника по истории СССР, в сб.: К изучению истории, 1937, стр. 23). — 2) Обостряется борьба между метрополиями и колониями и полуколониями (буржуазные революции в Персии, Турции, Китае, рост революционного движения в Индии). Колонии и полуколонии постепенно превращаются из резервов империализма в резервы пролетарской революции. Происходит подъем национально-освободительного движения угнетенных народов внутри государств Зап.

Европы (чехи, сербы и хорваты в Австро-Венгрии, ирландцы, каталонцы в Испании) и в России. — 3) Политический кризис выражается в резком обострении международных империалистич. противоречий — англо-германского, русско-германского, франко-германского, русскоавстрийского. Один международный кризис не успевает рассосаться, как наступает другой.

Обострение внутреннего положения, классовой и национальной борьбы побуждает господствующие классы искать выхода во внешних «успехах». В этой накаленной атмосфере оба империалистич. лагеря лихорадочно готовятся к войне за передел мира. Русско-германские отношения подвергаются тяжелому испытанию вследствие посылки Германией в Турцию военной миссии (ген. Лимана фон Сандерса), к-рой поручается не только инструктаж, но и командование столичным военным округом и укрепление проливов. Также способствуют обострению предстоящие между обеими странами переговоры о новом торговом договоре. Красноречивое выражение это обострение русско-германских отношений нашло в речи герм. канцлера перед рейхстагом в апреле 1913 в связи с новым военным законопроектом о грядущей борьбе между германцами и славянами и в вызывающей статье в «Биржевых ведомостях», органе русского военного министра Сухомлинова, под заглавием: «Мы готовы». Франкогерманские противоречия были демонстративно отмечены огромным увеличением (на 170.000) германской армии и специальным военным обложением имуществ (1 млрд, марок), а с французской стороны — удлинением срока военной службы с 2 до 3 лет; и все это под аккомпанемент военно-шовинистических книг, брошюр и газетных статей с обеих сторон. Обострившиеся во время Балканских войн из-за сербских и черногорских претензий отношения между Россией и Австро-Венгрией не смягчились и после специальной поездки эрц-герцога Франца Фердинанда — наследника австро-венгерского престола  — в 1913 в Петербург с миролюбивыми заверениями, а продолжали разогреваться взаимными нападками прессы и выступлениями политических деятелей с обеих сторон и открытой пропагандой русских «нео  — панславистов» за захват Галиции. Намечалось за это время некоторое изменение к лучшему в отношениях между Англией и Германией. Но это вовсе не означало смягчения объективных империалистических противоречий между Англией и Германией. Этому смягчению содействовали агрессивность России в Иране, к-рая ставила под угрозу даже видимость самостоятельности шахского правительства и делала положение англичан крайне невыгодным, а также глубокий внутренний кризис в Англии в связи с упоминавшейся волной грандиозных