Страница:БСЭ-1 Том 44. Пализа - Перемычка (1939)-2.pdf/86

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ВОЙНА (1914—18)

всеобщего кризиса капитализма. Она означала колоссальное напряжение свойственных капитализму противоречий  — и международных и классовых. Поднимая свыше всякой меры классовый гнет, страшно ухудшив, доведя до нищеты и просто до голода положение широчайших народных масс, война в целом ряде стран Создала революционную ситуацию и привела к прбеде социалистич. революции в России — на одной шестой части земного шара.

Решающим принципиальным моментом новой исторической полосы является борьба двух противоположных общественных систем: паразитически загнивающего капитализма и победившего социализма. Выпадение Советского Союза* из сферы капиталистич. эксплоатации является существенным фактором обостряющихся внутренних и внешних противоречий капиталистич. системы. Первая мировая империалистич. война еще более обострила империалистические противоречия. В области экономики за годами экономии, кризиса, депрессии в капиталистич. странах наступил, начиная со второй половины 1937, новый экономический кризис, новые экономические осложнения. В сельском хозяйстве — все обостряющийся аграрный кризис с массовым разорением крестьянства. В промышленности важнейших капиталистич. стран  — упадок, господство хронической недогрузки предприятий, хроническая массовая безработица, охватывающая больше 18 миллионов безработных. Значительное ухудшение положения трудящихся масс сопровождается все усиливающимся относительным и абсолютным их обнищанием. Глубокое недовольство широких трудящихся масс капиталистич. строем, возмущение рабочих в фашистских странах их ужасающим материальным положением, бесправием, фашистским террором, огромное возмущение порабощенных фашистскими хищниками народных масс — все это приводит к мощному антифашистскому движению, к борьбе за создание широкого фронта международного сопротивления блоку фашистских агрессоров, мировой реакции. Идея штурма старого общественного строя быстро созревает в сознании широких трудящихся масс.

В результате экономического кризиса, усилившейся неравномерности развития капиталистич. стран и углубления общего кризиса капитализма до крайности обострились все противоречия между империалистическими государствами, обострилась снова борьба за внешние рынки, за сферы влияния, за колонии. «На очередй встал вопрос о новом переделе мира посредством войны» [Сталин, Отчетный доклад, на XVIII Съезде партии о работе ЦК ВКП(б), 1939, стр. 10]. Через двадцать лет после первой мировой империалистической войны развертывается второй тур войн и революций. «Уже второй год идет новая империалистическая война, разыгравшаяся на громадной территории от Шанхая до Гибралтара и захватившая более 500 миллионов населения. Насильственно перекраивается карта Европы, Африки, Азии» (Сталин, там же, стр. 5). Но вторая империалистическая война развивается в ином плане, при другой расстановке сил, чем было в 1914—18. «Характерная черта новой империалистической войны состоит в том, что она не стала еще всеобщей, мировой войной. Войну ведут государстваагрессоры, всячески ущемляя интересы неагрессивных государств, прежде всего Англии,Франции, США, а последние пятятся назад и отступают, давая агрессорам уступку за уступкой» [Сталин, Отчетный доклад на XVIII Съезде партии о работе ЦК ВКЩб), 1939, стр. 12].

Только Советский Союз в зареве второй империалистич. войны высится как величайшая твердыня. В боевой готовности, неуклонно проводя политику сохранения мира, Советский Союз в борьбе за сохранение мира во всем мире опирается: «1. На свою растущую хозяйственную, политическую и культурную мощь; — 2. На морально-политическое единство нашего советского общества; — 3. На дружбу народов нашей страны; — 4. На свою Красную армию и Военно-Морской Красный флот; — 5. На свою мирную политику; — 6. На моральную поддержку трудящихся всех стран, кровно заинтересованных в сохранении мира; — 7. На благоразумие тех стран, которые* не заинтересованы по тем или иным причинам в нарушении мира» (Сталин, Отчетный доклад на XVIII Съезде партии о работе ЦК ВКЩб), 1939, стр. 17—18).

В. Хвостов.

II. Военный очерк.

Планы ведения войны.

Оперативно-стратегические планы ведения войны разрабатывались генеральными штабами империалистич. государств, по заданиям их правительств, за много лет до фактического начала военных действий. В течение последних 10—15 лет до войны 1914—18 ген. штабы вели эту работу с особой интенсивностью. В оперативно-стратегических планах сторон нашли яркое отражение основные империалистич. устремления отдельных держав и обеих коалиций, результаты сговоров империалистич. хищников между собой (см. выше Политический очерк) и ближайшие цели, к-рые ставили себе воюющие государства.

Германский план. Германский генеральный штаб, отражавший в своих планах агрессивные намерения герм. империализма, стремился использовать центральное положение Германии и, захватив инициативу, направить главные силы либо на В., либо на 3. и таким образом заставить противников применяться к планам, осуществляемым герм. — армиями. План войны на два фронта — против Франции/и России — был составлен Шлиффеном, занимавшим пост начальника герм. ген. штаба до 1/11906. Шлиффен считал необходимым и возможным избежать затяжной войны и составил план разгрома Франции в 40 дней с тем, чтобы’направить затем все силы против России. В своих расчетах Шлиффен видел главного противника в начале войны в лице Франции. Свой план наступления на Францию и разгрома ее вооруженных сил Шлиффен основывал на нарушении нейтралитета Бельгии, т. е. на грубом попирании международных договоров и независимости Бельгийского государства (хотя сама Германия была гарантом договора о нейтрализации Бельгии).

Через Бельгию должно было быть двинуто правое заходящее крыло герм. армии, наступающее в направлении на Лилль. Основная масса армии должна была сосредоточиться на фронте от голландской границы у Крефельда и почти до Меца, а против франко-герм. границы оставлялась лишь слабая армия, имевшая задачей сковывание на своем фронте главных сил франц. армии и завлечение ее в глубь Лотарингии.