Страница:БСЭ-1 Том 45. Перемышль - Пол (1940)-1.pdf/126

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ПЕСНЯМузыкально-ритмические элементы П. на ранних стадиях истории человечества были тесно связаны с речевыми интонациями. Они усиливали выразительность речи, делали более ярким, более подчеркнутым ее интонирование. Примером этого может служить тунисская (восточно-арабская) мелодия, записанная фонографом:, N1

|

.

I j J, j4^' J bJ J J rjr J p

p

J. J  — J J J) J bU Jpj J-J

В течение ряда веков происходил процесс формирования акустически четких элементов мелодии и ритма, осознание их, как особого выражения мыслей, воли и чувств. Неясные вокально  — речевые интонации превращаются в определенные, часто повторяющиеся мелодико-ритмические обороты с фиксированными высотами и длительностями тонов. Этому процессу способствовало развитие инструментальной музыки и применение П. как регулятора коллективных трудовых движений (до нашего времени сохранились такие трудовые песни бурлаков, крючников, утрамбовщиков мостовых и т. п.).

На одном из этапов развития песни в качестве самостоятельных элементов выступают наиболее слышимые нижние обертоны  — чистая кварта (тип до-фа) и чистая квинта (до-соль). Мелодическая фраза из тонов чистой кварты ассоциируется обычно с утвердительной речевой интонацией, фраза же из тонов чистой квинты — с вопросительной. Следующий этап  — расширение диапазона песни до пентатонного (пятитонового) звукоряда. Этот пятитонэвый звукоряд и производные от него звукоряды легли в основу песенных мелодий многих народов, независимо от их родства или заимствований (китайские, бурят-монгольские, волжско-татарские, шотландские и др. песни).

Например:

Развитие цесенцо-мелодического языка шло у различных народов по-разному; при этом важную роль здесь играет культурное общение народов (напр., арабская и персидская мелодика наложила отпечаток на П. большинства народов Кавказа). Песни различных народов строятся в различных тональных системах; внутри той или иной системы тонов образуются различные звукоряды (или лады), наконец, в пределах лада образуются типичные «попевки», т. е. устойчивые, часто повторяющиеся музыкальные обороты. Установление таких типичных мелодико-ритмических оборотов, свойственных каждой народности, — проблема, еще не разработанная в науке о музыке.

Русская и белорусская народная П. строится на диатонических звукорядах; в украинской П., вероятно под влиянием восточной музыки, м. б. через общение с народами Крымского полуострова, в миноре появляется повышенная VII ступень (в ля миноре — соль диэз). В ритмике песен всех восточных славян характерны несимметричные образования (пятидольные, се 236 мидольные). Эпические русские П., в центре внимания которых стоит сюжет, повествование, сохраняют речитативный стиль; лаконическая, скупая мелодическая форма былин дает простор декламационно-речевой выразительности; в лирических же песнях, наоборот, мелодико-ритмическая сторона, как элемент эмоции, преобладает, подчиняя себе текст, к-рый нередко теряет синтаксическую законченность, связность и четкость (оборванные фразы, недоговоренные слова, восклицания, протягивание гласных на длинном распеве). В П., сопровождающих движения (плясовые, хороводные), выдвигаются на первый план четкие симметричные ритмические формы:

В мелодике западно-европейских песен рано намечается аккордовая структура (мелодические обороты типа до-ми-соль). Возьмем, например, старую немецкую (швабскую) народную П.

(запись конца 18 в.): /V Л

тона трезвучия

т<^таОТу

Многоголосная структура русских народных П. образуется из т. н. подголосков, т. е. свободного варьирования певцами хора основного напева, что и образует различные созвучия, однако не по типу зап . — европейских аккордов, построенных по терциям. В грузинских народных П. устойчивыми являются созвучия также из кварт и секунд (тип до-фа-соль) Л В 18 в. западно-европейская музыкальная культура все глубже проникает в русскую жизнь. Оркестры и хоры в помещичьих усадьбах, составленные из крепостных музыкантов, усваивают зап. — европейскую оперную и оркестровую музыку; здесь создаются и первые обработки русских народных П. В среде крепостных музыкантов формируется новый песенный стиль из элементов русской крестьянской П-. и зап. — европейской, гл. обр. итальянской, мелодии. Композиторы-классики 19 в. усваивают этот стиль, но изучение ими крестьянской песни ведет к преодолению чуждых итальянских элементов (Глинка, Даргомыжский, «Могучая кучка»). В первые десятилетия 19 в. в России возникает агитационная революционная П. В 20  — гг. 19 в. декабристы Рылеев, А. Бестужев создают новые тексты на мотивы популярных П. Народовольческие П. нередко создавались также на основе старых мелодий; вместе с тем появились П. с новыми самостоятельными мелодиями; по стилю эти народовольческие П. примыкают к русским городским бытовым песням с чертами западно-европейской мелодики.

Значительно меняется характер русских революционных песен в начале 90  — х гг., когда пролетариат выступает все интенсивнее