Страница:БСЭ-1 Том 45. Перемышль - Пол (1940)-1.pdf/22

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

шинстве, мы ведем работу крйтики и выяснения ошибок, проповедуя в то же время необходимость перехода всей государственной власти к Советам рабочих депутатов» (Ленин, там же). В тезисах Ленин разъяснял, что и при Временном правительстве война остается империалистической и что поэтому пролетариат может согласиться только на революционную войну при условии перехода власти в руки пролетариата и крестьянской бедноты, при отказе от всяких аннексий на деле и при полном разрыве со всеми интересами капитала.

В области экономической Ленин предлагал национализацию всех земель страны и конфискацию помещичьих земель, слияние всех банков в один национальный банк, введение контроля над общественным производством и распределением продуктов со стороны Совета рабочих депутатов. В тезисах Ленин требовал немедленного созыва съезда партии, перемены программы, переименования партии в коммунистическую партию и создания нового  — Коммунистического — Интернационала.

На VII Апрельской конференции большевиков 1917 Ленин в своем докладе развивал положения, уже высказанные им раньше в Апрельских тезисах. Задача партии состояла в том, чтобы осуществить переход от первого этапа революции, «давшего власть буржуазии... к о второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства» (Лени н, там же, стр. 78).

«Партия должна взять курс на подготовку социалистической революции. В качестве ближайшей задачи партии Ленин выдвинул лозунг: „Вся власть Советам! 44. — Лозунг „Вся власть Советам44 означал, что необходимо покончить с двоевластием, то-есть с разделением власти между Временным правительством и Советами, что нужно передать всю власть Советам, а представителей помещиков и капиталистов — изгнать из органов власти» [История ВКП(б). Под ред. Комиссии ЦК ВКП(б), 1938, стр. 181].

После разгрома коалиционным Временным правительством мирной июльской демонстрации петроградских рабочих, которые требовали от Советов взять власть в свои руки, порвать с империалистической буржуазией и прекратить войну, двоевластие кончилось и завершился мирный период революции. Вся власть перешла в руки Временного правительства.

Партия большевиков вынуждена была уйти в подполье. «Мирный период революции кончился, — говорил тов. Сталин, — наступил период немирный, период схваток и взрывов» (см. там же, стр. 188—189).

На VI Съезде партии большевиков в 1917 т. Сталин в докладах о политическом положении и политическом отчете Центрального Комитета «со всей четкостью показывал, что, несмотря на все усилия буржуазии подавить революцию, революция растет и развивается... Он говорил, что революция становится по своему характеру — социалистической. — Политическое положение в стране после июльских дней резко изменилось. Не стало двоевластия. Советы с их эсеро-меньшевистским руководством не захотели взять всю власть. Поэтому Советы стали безвластными. Власть сосредоточилась в руках буржуазного Временного правительства, а последнее продолжало разоружать революцию, громить ее организации, громить партию большевиков. Возможности мирного развития рево 42

люции исчезли. Остается, говорил тов. Сталин, одно — взять власть силой, свергнув Временное правительство. Но взять власть силой может лишь пролетариат в союзе с деревенской беднотой... Лозунг „Вся власть Советам44, говорил тов. Сталин, после июльских дней должен быть снят. Однако временное снятие этого лозунга отнюдь не означает отказа от борьбы за власть Советов. Речь идет не о Советах вообще, как органах революционной борьбы, а лишь о данных Советах, руководимых меньшевиками и эсерами» [История ВКП(б). Под ред.

Комиссии ЦК ВКП(б), 1938, стр. 188]. Решения VI Съезда партии большевиков были направлены на подготовку пролетариата и беднейшего крестьянства к вооруженному восстанию, — на подготовку социалистической революции.

Лозунг «Вся власть Советам!» вновь стал на очередь после разгрома корниловщины, когда началась полоса большевизации Советов. «Но это уже не был старый лозунг перехода власти в руки меньшевистско-эсеровских Советов.

Нет, — это был лозунг восстания Советов против Временного правительства с целью передачи всей власти в стране Советам, руководимым большевиками» (там же, стр. 194).

Ленинская теория перерастания буржуазнодемократической революции в революцию* социалистическую пронизана глубокой верой в массы, в их неисчерпаемые творческие силы и возможности. Дух активности и действенности, умение не только всесторонне объяснить происходящие события в их конкретно-исторической обстановке, но и дать верные лозунги, преобразующие мир в его революционном развитии, — вот та творческая, живительная марксистская диалектика, к-рая лежит в основе большевистской теории и тактики. Критикуя безжизненную, метафизическую и вульгарную тактику меньшевиков, Ленин писал, что если тактика большевиков «выражает психологию активной борьбы» и «проникнута призывом к живой деятельности», то меньшевистская тактика, наоборот, выражает «пассивное зрительство» и проникнута «мертвенным резонерством» (см. Ленин, Соч., т. VIII, стр. 49). Меньшевики не признавали мобилизующей, организующей и преобразующей роли идеи гегемонии пролетариата и отрицали огромную роль революционной партии пролетариата, осознавшей материальные условия переворота и ставшей во главе передового класса общества. Первая и вторая русские революции подтвердили правильность ленинской теории П. и опровергли антиреволюционную предательскую тактику меньшевиков .

Впоследствии Ленин в своей книге «Пролетарская революция и ренегат Каутский» писал: «Вышло именно так, как мы говорили. Ход революции подтвердил правильность нашего рассуждения. Сначала вместе со „всем44 крестьянством против монархии, против помещиков, против средневековья (и постольку революция остается буржуазной, буржуазно-демократической).

Затем, вместе с беднейшим крестьянством, вместе с полупролетариатом, вместе со всеми эксплуатируемыми, против капитализма, в том числе против деревенских богатеев, кулаков, спекулянтов, и постольку революция становится социалистическою. Пытаться поставить искусственную китайскую стену между той и другой, отделить их друг от друга чем-либо иным, кроме степени подготовки пролетариата и степени объединения era с де-