Страница:БСЭ-1 Том 46. Пола - Призмы оптические (1940).pdf/135

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Струся. Кремль и Китай-город были осаждены со всех сторон. 22/X был взят приступом Китайгород. После этого поляки держались в Кремле еще несколько дней, но 26/Х сдались. Москва была освобождена от иноземных захватчиков.

Открытая польская интервенция закончилась таким же неуспехом, как и первые две, проводившиеся поляками под знаменами Лжедмитриев. Остатки тушинских отрядов (Лжедмитрий II был убит 11/ХП 1610) были рассеяны московскими войсками в районе Рязани и к югу от нее. Со шведами было достигнуто перемирие, правда, на тяжелых для Москвы условиях — потери Новгорода. Но основная задача — освобождение центра государства от интервентов — была решена.

При освещении истории т. н. Смутного времени буржуазная историография (в т. ч. Платонов), вопреки источникам, не достаточно вскрыла роль польского правительства и польской шляхты в деле организации интервенционистических походов I и II Лжедмитриев.

Польские историки в своих работах также стремились всячески затемнить руководящую роль польского правительства в деле организации интервенционистских походов против Московского государства в начале 17 в. М. Н. Покровский и его т. н. «школа» при освещении этого вопроса оказались по существу не в состоянии преодолеть трактовку буржуазных историков (в особенности Платонова).

В истории героической борьбы великого русского народа за сохранение национальной независимости борьба русских народных масс против польско-шведской интервенции в начале 17 в. представляет одну из наиболее ярких страниц. В годы страшного разорения, на фоне резко обострившихся внутренних противоречий, русский народ нашел в себе силы, чтобы отстоять целость своего государства, и не позволил иностранным захватчикам наложить на свои плечи тяжелое ярмо чужеземной неволи.

Лит.: Соловьев С. М., История России с древнейших времен, кн. 2, т. VIII, СПБ, [1894]; Костомаров Н. И., Смутное время, СПБ. б. г. (Исторические монографии и исследования, т. IV — VI); Ключевский B., Курс русской истории, ч. 3, М., 1937; Платонов C. Ф., Очерки по истории смуты в Московском государстве 16—17 вв., СПБ, 1899; Савич А., Польская интервенция начала 17 века в оценке М. Н. Покровского, в кн.: Против исторической концепции М. Н. Покровского, сб. ст., ч. 1, М. — Л., 1939. н. Подорожный.

ПОЛЬША, так называлось государство, сло жившееся в 10 в. и распавшееся в 18 в. Вновь было образовано в 1919 после первой мировой империалистической войны из трех частей, находившихся до того под властью России (262, 2 тыс. кж2), Австро-Венгрии (79, 2 тыс. ot2) и Германии (47, 2 тыс. км2). На В. оно граничило с СССР, на Ю.-В. — с Румынией, на Ю.-З. — с Чехословакией, на 3. — с Германией, а на С. — с Германией, Литвой, Латвией и территорией Данцига. По Версальскому договору П. был предоставлен выход к Балтийскому морю в виде т. н. Данцигского коридора. Территория П. составляла 388, 6 тыс. км2; население П., по переписи 1931, — 32, 1млн. чел., по оценке 1938—34, 8 млн. чел. Новая П. сложилась как многонациональное государство. В составе населения П. поляки составляли всего лишь ок. 60%.

Среди нацменьшинств наиболее многочисленными были украинцы (более 7 млн. человек), белоруссы (более 3 млн. чел.), евреи (3 млн. ч.), немцы (1 млн. чел.). Поляки заселяли, гл. обр., центральную П., украинцы и белоруссы, составлявшие основную массу народностей, угне  — 260

тавшихся польскими панами, занимали Восточную и Юго-восточную П. (Зап. Украину и Зап. Белоруссию), где в ряде воеводств они составляли абсолютное большинство населения.

В административном отношении П. подразделялась на 16 воеводств. Кроме того, ее столица Варшава была выделена в самостоятельную административную единицу.

П. была аграрно-индустриальной страной со средним уровнем развития капитализма и значительной зависимостью от иностранного капитала. Для основных отраслей промышленности и банков П. характерны были высокая степень концентрации капитала и решающее влияние монополистич. организаций, для сельского хозяйства П. — высокий удельный вес помещичьего землевладения и громадное количество безлошадных и бескоровных карликовых крестьянских хозяйств, опутанных сетями полуфеодальных отношений, с примитивными орудиями производства, с низким уровнем агротехники. Ужасающая нищета и земельный голод царили в польской деревне. Важнейшие отрасли польской индустрии (тяжелая промышленность быв. германской Верхней Силезии и текстильная пром-сть быв. рус. части П.), а также развитое сел. хозяйство зап. районов в прошлом были теснейшим образом связаны с германским и русским рынками. Потеря этих рынков не была компенсирована ни возможностями внутреннего сбыта, размеры к-рого были ограничены нищетой польских крестьян и рабочих, ни новыми внешними рынками, где польская промышленность по большинству товаров не могла конкурировать с передовыми в промышленном отношении странами. С самого начала своего самостоятельного существования П. находилась в сильнейшей зависимости от иностранного капитала, игравшего крупнейшую роль в банках, торговле и промышленности П. Общий размер иностранных капиталовложений в Польше к концу 1936 составлял 6.516 млн. злотых. Свыше трети (ок. 37%) общей суммы иностранных инвестиций приходилось на США, являвшихся основным источником получения государственных и коммунальных займов, ок. 20% — на Францию, занимавшую первое место по вложениям в промышленность, 12% — на Германию, 10% — на Англию; кроме того, в польских предприятиях участвовали также бельгийские, швейцарские и австрийские капиталы. Около 400 млн. злотых составляли ту дань, к-рую П. принуждена была ежегодно выплачивать иностранным капиталистам в виде дивидендов и процентов по вложенным ими капиталам.

Внутренняя гнилость и слабость П., агрессивная политика ее господствующих классов, политическая зависимость ее от империалистич.

Англии и Франции, втравивших ее в войну с Германией, обусловили ее распад (сентябрь 1939) под первыми же ударами герм. войск.

В результате распада Польского государства области Зап. Украины и Зап. Белоруссии были воссоединены с братскими украинским и белорусским народами, остальная часть бывшей П. отошла в сферу госуд. интересов Германии.

Исторический очерк.

Средние века.

Племена польских славян. Вопрос о месте

первоначального поселения польских племен, как и вообще западных славян, не ясен. Можно лишь считать установленным, что к 7 веку