Страница:БСЭ-1 Том 46. Пола - Призмы оптические (1940).pdf/156

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

шляхетского землевладения. Помещичье хозяйство перестраивается в связи с новыми условиями: крестьяне массами сгоняются с земли, расширяется помещичья запашка. В 40  — х гг. насчитывалось более 1 млн. безземельных из 3-миллионного сельского населения. Барщинный труд все более заменяется трудом вольнонаемным. В 1833 в П. основываются первые заводы с. — х. машин. Положение крестьянства остается крайне тяжелым. Барщинные повинности для крестьян, оставшихся на земле, были увеличены. Никаких норм, регулирующих эти повинности, равно как и юридически оформленных условий пользования крестьянами землей не было. Первая попытка упорядочения крестьянско-шляхетских отношений была сделана изданием указа 7/VI 1846.

Указ этот, несомненно, явился откликом на крестьянское движение 1846 в Галиции и имел целью предупредить крестьянское движение в Русской Польше. Указ запрещал сгон крестьян с занимаемых ими участков и прирезку последних к помещичьей земле. Крестьянин, исправно выполняющий свои повинности, не мог быть лишен своего участка. Вместе с тем устанавливался перечень повинностей и барщинных работ, сверх к-рых помещик ничего не мог требовать от крестьянина. Однако все эти меры относились только к крестьянам, владеющим участками земли свыше 3 моргов (1х/2, десятины), и не касались неимущего и безземельного крестьянства.

Вступление на престол Александра II, а затем й назначение наместником Царства Польского кн. М. Д. Горчакова возбудили надежды поляков на перемены к лучшему. В обществе укреплялось мнение о скором возвращении Польше автономных прав. Развитие капитализма в П. вызвало дальнейшее расслоение шляхетства. Крупнейшие помещики, владельцы латифундий, боясь крестьянской революции, отстаивали свои ‘феодальные права и шли на политику сговора с царизмом, на отказ от национально-освободительной борьбы. Эта группа составила т. н. аристократическую партию «белых». Мелкая шляхта, разорившееся дворянство и рекрутировавшаяся из его рядов интеллигенция возглавляли массы крестьянства, ремесленников и рабочих и составляли основной костяк демократической партии т. н.

«красных». Давая оценку демократии, партии, Ленин писал: «Пока народные массы России и большинства славянских стран спали еще непробудным сном, пока в этих странах н е было самостоятельных, массовых, демократических движений, шляхетское освободительное движение в Польше приобретало гигантское, первостепенное значение с точки зрения демократии не только всероссийской, не только всеславянской, но и всеевропейской» (Ленин, Соч., т. XVII, стр. 457).

Речь Александра II (1856) на приеме польской депутации рассеяла иллюзии: он советовал полякам отказаться от всяких мечтанйй изменить существующий порядок вещей, установленный Николаем I. Несмотря, однако, на эту. декларацию, правительство на практике вынуждено было отступить от политики прежнего царствования. В 1856 объявлена была амнистия польским политическим ссыльным и эмигрантам. Амнистия эта, обставленная для эмигрантов унизительным требованием «раскаяния», была встречена польской демократии. эмиграцией с возмущением. В 1857 от 302

крыты были в Варшаве медицинский факультет и Медико-хирургическая академия. Это были первые высшие учебные заведения в П. после 26  — летнего перерыва. Польской шляхте правительство разрешило учредить «Земледельческое об-во», ставшее чем-то вроде политич. клуба дворянской партии в Царстве Польском. Во главе «Земледельческого об-ва» стоял гр. А. Замойский. Однако эти уступки правительства не удовлетворили широких слоев польского общества. На Западе сложилась обстановка, . благоприятствовавшая (как казалось и «белым» и «красным») европейскому вмешательству в польские дела. Польская эмиграция в Париже, демократическая партия, учащиеся Медико-хирургической академии, школы изящных искусств развивали усиленную деятельность. Весной 1858 из Медико-хирургич. академии была исключена группа студентов, якобы, за агитацию в пользу отделения П. от России. Атмосфера была достаточно накалена, и каждый даже незначительный повод использовался для демонстрации (в июне 1860  — по случаю похорон вдовы участника восстания 1831; в октябре 1860  — при свидании в Варшаве трех монархов; 27/II 1861  — демонстрация, организованная в память 30  — летия Гроховской битвы, к-рая окончилась кровавым столкновением с войсками). «Земледельческое об-во» обратилось к царю с адресом, содержавшим общие пожелания о восстановлении национальных прав поляков; купечество «ресурса» (клуб) также обратилось к наместнику с протестом. Таким образом и городская буржуазия хотя и робко, но втягивалась в движение. 2/Ш 1861 в Варшаве произошла демонстрация, охватившая свыше 100 тыс. человек.

Эта демонстрация произвела огромное впечатление не только на П., но и на русское общественное мнение. Ответ царя на дворянский адрес был в общем малоутешителен, но на практике правительство старалось сгладить наиболее вопиющие факты подавления польской национальной жизни. Нерешительность царского самодержавия вызывалась назревавшей революционной ситуацией в России в связи с т. н.

«освобождением» крестьян. В марте 1861 был отставлен директор комиссии внутренних дел Луханов, ярый руссификатор. Во главе внутреннего управления Царства Польского стал граф Велепольский. Крупный магнат, аристократ до мозга костей, Велепольский отвергал идею восстания и добивался примирения польского общества с Россией и возвращения Польше политических и национальных прав в объеме конституции 1815. В своей деятельности он наталкивался на противодействие не только «красных», но и «белых», не оставивших надежды на поддержку иностранных держав. Велепольский, принимая предлагаемую ему должность, убедил правительство в необходимости некоторых уступок, в результате чего 26/1II 1861 вышел указ об образовании Гос. совета, губернских, уездных и городских советов, открытии новых высших учебных заведений и т. д. Сделанные уступки не удовлетворили никого. Дворянство выражало пожелание, чтобы крестьянская реформа в Польше была проведена на тех же основаниях, что и в остальной империи, т. е. в интересах польской шляхты. Велепольский добился указа об уничтожении с мая 1861 барщины и замены ее обязательным чиншем, т. е. определением количества повинностей