Страница:БСЭ-1 Том 46. Пола - Призмы оптические (1940).pdf/220

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

объема и содержания. Чем больше объем, тем беднее П. по содержанию, и наоборот, П. здесь рассматриваются как абсолютно неизменные, неподвижные, мертвые, изолированные друг от друга, как внешние содержанию формы мышления, неспособные выразить сущность материальных объектов. «Для метафизика вещи и их умственные образы, т. е. понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие исследованию один после другого и один независимо от другого» (Энгельс, там же, стр. 21). — Предыдущие этапы развития наук, в особенности со 2-й половины 15 в. и в течение 16—18 вв., были связаны с накоплением огромного естественно-научного и исторического материала. Большие успехи естествознания обусловливались тогда разложением природы на ее составные части, классы, порядки, виды. «Но тот же способ изучения оставил в нас привычку брать предметы и явления природы в их обособленности, вне их великой общей связи, и в силу этот о  — не в движении, а в неподвижном состоянии, не как существенно изменяющиеся, а как вечно неизменные, не живыми, а мертвыми. Перенесенное... из естествознания в философию, это мировоззрение создало характерную ограниченность последних столетий: метафизический способ мыщления» (Энгельс, там же).

. Для всего домарксова материализма характерно, что он в теории познания, направляя основное свое внимание на исследование первой ступени познания, на выяснение характера и роли чувственных восприятий, не сумел применить диалектики к теории отражения, процессу и развитию познания и, в частности, к П. Впервые глубокую критику формальнологической трактовки П. с диалектических, но вместе с тем с идеалистических позиций дал Гегель. Его идеалистический отправной пункт не позволил ему притти к правильным, подлинно научным выводам. Научные понятия, которые на самом деле являются отражением в сознании человека объективной реальности, выступают у Гегеля как первичное, а природа как производное, вторичное, нейстинйое. Но в идеалистическом учении Гегеля о П. содержится много положительного, рационального, материалистическая переработка к-рого была осуществлена творцами диалектического материализма — основоположниками марксизма-ленинизма. «Гегель гениально угадал в смене, взаимозависимости всех понятий, втождестве их противоположностей, в переходах одного понятия в другое, в вечной смене, движении понятий именно такое отношение вещей, природы». «Именно угадал не больше» (Ленин, Философские тетради, 1938, стр. 189). Гегель требовал, чтобы понятия были не пустыми, мертвыми, а содержательными, подвижными, включающими в себя всю полноту объективного бытия.

Ленин, отмечая эту положительную сторону в учении Гегеля о П., писал: «Мысль включить жизнь в логику понятна — и гениальна  — с точки зрения процесса отражения в сознании (сначала индивидуальном) человека объективного мира и проверки этого сознания (отражения) практикой» (там же, стр. 194).

Гегель как буржуазный философ мог только угадать в диалектике понятий диалектику вещей, а поэтому его трактовка П. ни в какой мере не может рассматриваться как подлинБ. С. Э. т. XLVI.но-научное объяснение сущности, характера, роли, возникновения П.

Марксистско-ленинское учение о П. является существенной составной частью диалектикоматериалистической логики. Основой, на к-рой возникают и развиваются П. в процессе развития научного познания, является практика.

Только в процессе активного взаимодействия человека с объективным материальным миром, в процессе переделки последнего, в практике общественного производства могут возникнуть и закрепиться в сознании научные П., отражающие сущность материальных вещей, как, напр., П. о законах физики (закон Архимеда, закон всемирного тяготения и др.), химии (периодический закон Менделеева и т* п.), биологии (закон естественного отбора и др.), общественных наук (классовая борьба и пр.). «Практика человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в сознании человека фигурами логики» (Лени н, там же, стр. 207). Марксистское решение вопроса о единстве революционной теории и практики рабочего движения должно быть основой для понимания соотношения между научными П. и общественно-исторической революционной практикой людей.

Диалектическая логика учит, что нет ничего абсолютно неизменного и изолированного, а поэтому и П. должны быть изменчивыми, подвижными, гибкими для того, чтобы могли дать объективно правильное отражение реальной действительности в ее развитии. «Человеческие понятия не неподвижны, а вечно движутся, переходят друг в друга, переливают одно в другое, без этого они не отражают живой жизни» (Ленин, там же, стр. 262).

В другом месте Ленин пишет: «Всесторонняя, универсальная гибкость понятий, гибкость, доходящая до тождества противоположностей, — вот в чем суть. Эта гибкость, примененная субъективно, = эклектике и софистике. Гибкость, примененная объективно, т. е. отражающая всесторонность материального процесса и единство его, есть диалектика, есть правильное отражение вечного развития мира» (там же, стр. 110). Основоположники марксизма-ленинизма в своих классических работах дают огромное количество гениальных образцов конкретности П. и применения учения о Ц. и в то же время беспощадно разоблачают всякие попытки извращения диалектико-материалистич. учения о П. всеми и всяческими врагами рабочего класса.

Непонимание’или игнорирование конкретного анализа действительности и ее своеобразия равносильно превращению материалистической диалектики и ее П. в застывшую систему догм — софистику и субъективизм. «Марксова диалектика, — писал Ленин, — требует конкретного анализа каждой, особой исторической ситуации» (Ленин, Соч., т. XIX, стр. 187).

Нет абстрактной истины, истина всегда конкретна. И наши понятия должны быть конкретными диалектическими понятиями, должны отобразить все особенности исторических условий каждой эпохи. Всю важность действительно конкретного анализа, конкретности понятия Ленин подчеркивает в своем учении об основном звене. Ленин учит браться за те решающие звенья, к-рые дадут успешное осуществление поставленной задачи. «Надо уметь найти в каждый момент то особое звено цепи, за которое надо всеми силами ухватиться, чтобы удержать всю цепь и подготовить прочно переход к сле14