Страница:БСЭ-1 Том 46. Пола - Призмы оптические (1940).pdf/251

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Освобождение П. от арабов велось под знаменем религиозной борьбы, поэтому реконкиста создала исключительно могущественное духовенство, попытки борьбы с к-рым долго кончались для королевской власти неудачей. В 1245 духовенство даже низложило короля Санчо II.

Только Динишу I (Diniz) (1279—1325) удалось сломить духовенство; он запретил церкви приобретение новых земельных имуществ и уничтожил ее светскую власть, передав королевским судам большую часть прав церковных судов. Ему удалось также ограничить самостоятельность и произвол светской знати, разрушив ряд феодальных замков и запретив возведение новых. В 1290 был основан университет в Лиссабоне (в 1307 переведенный в Коимбру) для подготовки сведущих в юриспруденции королевских чиновников. В 1383 прекратилась в П.

Бургундская династия (1097—1383). Победа при Алжубарроте 1385 положила предел притязаниям Испании. В 1385 кортесы провозгласили королем Португалии Иоанна (1385—1433), великого магистра Ависского ордена. Он усилил кортесы, предоставив на их разрешение вопросы войны и мира, ликвидировал феодальную юрисдикцию сеньоров и составил свод законов. Захватом Сеуты в 1415 началась колониальная экспансия П. В 15 в., когда в Зап.

Европе происходили поиски морского пути в Индию, П. оказалась в чрезвычайно выгодном положении. Расположенная в стороне от средиземноморской торговли восточными товарами, П. больше всех остальных европейских стран была заинтересована в открытии морского пути вокруг Африки. Между тем рост торговли и проникновение денежных отношений в хозяйственную жизнь П. усиливали жажду золота как среди феодалов, так и среди купцов. Погоня за золотым песком, слоновой костью и невольниками к началу 15 в. стимулировала организацию морских экспедиций к зап. берегам Африки. В техническом отношении португальские мореплаватели лучше итальянских оказались подготовленными к отдаленным поездкам по Атлантическому океану. Поэтому маленькая П. сыграла исключительно большую роль на ранних этапах процесса первоначального накопления, связанных с великими географическими открытиями и грабежами колониальных богатств.

Сын короля герцог Генрих Мореплаватель (см.) основал в Сагресе морскую коллегию с целью развития картографии, мореплавания и исследования новых заморских земель.

В 1419 португальцы завладели о-вом Мадейра, а за ним Азорскими островами. В 1433 они достигли берегов Гвинеи. При последующих королях, хотя и не всегда удачно, продолжалась экспансия португальцев в африканские земли.

В 1472 португальцы достигли экватора, а в 1486-мыса Доброй Надежды. В 1484 при посредничестве папы заокеанские земли были поделены между Испанией и П. При Мануэле I (1495—1521) П. достигла • своего экономического и политич. расцвета. В 1498 Васко да Гама открыл морской путь в Индию, в 1501 Кабрал  — Бразилию, Альмейда и Альбукерк (см.) положили начало колониальному могуществу П. в Индии. В 1512 португальцы проникли на Молуккские о-ва, в 1515  — на Цейлон, в . 1517  — в Юж. Китай. Маркс отмечает важное историческое значение географических открытий, сделанных португальцами. Они вызвали «увеличение количества находящихся в обращении то 470

варов, последовавшее за открытием торговых сношений с Восточною Индией, морским путем, вокруг мыса Доброй Надежды» (М арке и Энгельс, Соч., т. V, стр. 386). Дальнейший рост португальского колониального могущества продолжался и при Иоанне III (1521—57).

Расширилась сеть португальских факторий в Индии, Индонезии и Китае (Макао — в 1557) и установилась торговля с Японией. Эксплоатапия колоний, расхищение их природных богатств, работорговля и вывоз пряностей дайали огромные прибыли португальским купцам (до 400%). Центнер перца стоил им в Индии 2—5 дукатов, а продавался в Лиссабоне за 50 дукатов. Ежегодно в Лиссабон поставлялось около 7.000 т пряностей. П. стала первостепенной морской державой, владения которой простирались от Бразилии на западе до отдаленных островов Японии на востоке. На этой обширной территории господство П. обеспечивалось ее флотом и небольшими отрядами войск, разбросанными по отдельным укрепленным пунктам на побережьи Африки и Азии. Господство португальцев ограничивалось городами и небольшими районами, имевшими важное торговое и военное значение, а страны, расположенные вдали от морского берега, обыкновенно оставались вне досягаемости португальского оружия.

Поэтому португальская колониальная империя отличалась слабостью в военном отношении и могла существовать лишь до тех пор, пока не появились опасные соперники в лице голландцев, Из-за отсутствия развитой промышленности торговое преобладание П. и ее политич. господство в Африке и в Юж. Азии оказались кратковременными. П. не сумела экономически освоить свои обширные колониальные владения, к-рые стали постепенно переходить в руки голландцев. Военная экспедиция в Марокко окончилась поражением и смертью короля Себастиана (1557—78). В 1580 прекратилась Ависская династия (1385—1580), и П. была оккупирована войсками испанского короля Филиппа II. Кортесы в 1581 признали Филиппа II королем, с условием соблюдения целостности и самостоятельности П. и ее владений, и П. до 1640 находилась под властью Испании и вместе с ней приближалась к полному экономии, разорению и политич. упадку. Кортесы почти перестали созываться, интересы П. не соблюдались, самостоятельность ее постоянно нарушалась.

Колониальная империя П. погибала под ударами врагов Испании — голландцев, англичан и французов. П. была истощена налогами и войнами испанского правительства. При содействии Франции и Англии, заинтересованных в ослаблении Испании, началось освободительное движение. Начало ему было положено восстанием в Лиссабоне в 1640. Королем был провозглашен герцог Иоанн Браганцский (1640—1656). В 1668 Испания официально признала независимость П. и вернула ей Сеуту. П. удалось частично восстановить свою колониальную державу. Бразилия была отнята у голландцев, но по миру 1661 за П. в Индии остались только Гоа и Диу, а в Китае — Макао. При Петре II (регент в 1667, король в 1683—1706) в Португалии укрепился абсолютизм, кортесы не созывались, налоги взимались без их согласия. Война за Испанское наследство (см. Испанское наследство) и Метуэнский договор 1703 с Англией превратили П. в экономическую данницу Англии. Сеута перешла к Испании. «Португалия, — писал Ленин, — само-