Страница:БСЭ-1 Том 46. Пола - Призмы оптические (1940).pdf/60

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Ill

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

ских противоречиях имеет огромное революционное значение. Маркс показал, что капиталистическое накопление, расширяя масштабы, концентрируя и централизуя производство, означает тем самым рост материальных предпосылок нового общественного строя  — социализма; с накоплением капитала углубляется противоречие между производительными силами общества и все более сковывающими, тормазящими их капиталистическими производственными отношениями, углубляется антагонистическое противоречие между буржуазией и пролетариатом. Вместе с ростом материальных предпосылок социализма, с ростом накопления капитала растет и сознательность рабочего класса, его сопротивление гнету капитала, возмущение капиталистическим рабством, растет революционный рабочий класс.

Маркс показал, что в этой подготовке материальных и субъективных условий и факторов для нового, социалистич. способа производства и заключается историческая роль капитализма.

В самом капитализме, по мере развития его, зреют силы революционного низвержения капитализма, создаются предпосылки социалистической революции. В конце I тома «Капитала» Маркс чрезвычайно ярко показал эту «историческую тенденцию капиталистического накопления». Прологом истории капитала явилось уничтожение мелкого производителя, хозяйство которого основано на частной собственности самих производителей — крестьян, ремесленников, на средства производства (землю, инструменты). Уничтожение простого товарного (мелкотоварного) производства означало превращение индивидуальных и раздробленных средств производства в общественно-концентрированные, превращение карликовой собственности многих в гигантскую собственность немногих, экспроприацию у широких народных масс земли, средств существования, орудий труда.

Происходившая в эпоху т. н. первоначального накопления «экспроприация непосредственных производителей совершается с беспощадным вандализмом, ее движущими пружинами являются самые бесстыдные, грязные, отвратительные и мелочные страсти. Частная собственность, добываемая личным трудом, покоящаяся, так сказать, на естественном сращении отдельного независимого рабочего с условиями его труда, вытесняется капиталистической частной собственностью, которая покоится на эксплоатации чужого, хотя формально и свободного труда» (Маркс, там же, стр. 655). Когда же капиталистический способ производства становится на собственные ноги, дальнейшее обобществление труда и связанная с этим дальнейшая экспроприация частных собственников приобретают новую форму. «Экспроприации подлежит теперь  — не самостоятельно хозяйствующий рабочий, а эксплоатирующий многих рабочих капиталист. — Эта экспроприация осуществляется действием имманентных законов самого капиталистического производства, централизацией капиталов. Один капиталист убивает многих.

Рука об руку с этой централизацией или экспроприацией многих капиталистов немногими развивается все в более широком масштабе кооперативная форма процесса труда, сознательное техническое применение науки, планомерная эксплоатация земли, выработка таких средств труда, которые допускают лишь совместное применение, экономизация всехсредств производства путем применения их как средств производства комбинированного, общественного труда, вовлечение всех народов в сеть мирового рынка и, следовательно, интернациональный характер капиталистического режима. Наряду с постоянным уменьшением числа магнатов капитала, которые узурпируют и монополизируют все выгоды этого процесса переворота, растет масса нищеты, гнета, порабощения, вырождения и эксплоатации, но вместе с тем растет и возмущение рабочего класса, непрерывно увеличивающегося, вышколенного, объединенного и организованного самым механизмом капиталистического процесса производства. Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вместе с нею и благодаря ей достиг расцвета. Централизация средств производства и обобществление труда достигают уровня, при котором они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой.

Последняя разрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют» (Маркс, там же, стр. 655—656). Так Маркс показал неизбежность крушения капитализма, неизбежность социалистической революции. Прожектором гениальной научной мысли Маркс осветил весь путь капиталистического общества от его рождения и до конца. Буржуазным лживым утверждениям о будто бы вечности капиталистическогостроя, беспредельности его господства Маркс противопоставил глубоко научный, основанный на изучении громаднейшего фактического материала вывод об исторической ограниченности буржуазного строя, о неизбежности егонизвержения революционным пролетариатом и создания нового, социалистического общества.

Подробнейшему и глубокому анализу Маркс подвергнул не только процесс капиталистического производства, но и процесс обращения капитала, а также капиталистическое воспроизводство, взятое в целом. Оставшаяся неразрешимой для английской классической школы П. э. и для мелкобуржуазной экономии (Сисмонди) проблема тёЬретического понимания воспроизводства общественного продукта и era реализации впервые и блестяще была разрешена Марксом. Маркс показал несостоятельность созданной Смитом и Рикардо теории воспроизводства капитала, ошибочность догмы Смита о сложении стоимости из доходов. Он показал необходимость различать всю стоимость годового продукта общества и вновь созданную годовым трудом стоимость. Воспроизводства общественного капитала предполагает возме. щение общественного продукта, причем возмещение двоякое — по стоимости и в материальной форме. Для понимания воспроизводства капитала первостепенное значение имеет установленное Марксом деление годового общественного продукта по стоимости на возмещение затрат постоянного капитала (с), переменный капитал (v) и прибавочную стоимость (т), а по натуральной форме — на два крупных подразделения: 1) производство средств производства и 2) производство средств потребления. Воспроизводство капитала предполагает реализацию продукта, которая совершается путем обмена, посредством денег, части продуктов первого подразделения на часть продуктов второго подразделения и взаимного обмена другой части продуктов каждого из этих двух подразделений внутри самих же подразделений.