Страница:БСЭ-1 Том 46. Пола - Призмы оптические (1940).pdf/62

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ственность бурж. государства. Национализация земли в условиях капитализма означала бы подрыв монополии частных собственников на землю и более последовательное проведение свободы конкуренции в земледелии. Но буржуазия боится национализации земли, так как» это мероприятие слишком близко задевает вообще частную собственность на средства производства. Марксов анализ земельной ренты имеет огромное значение для понимания капиталистич. способа производства. Маркс показал, что этот способ производства господствует не только в промышленности, но все более завоевывает и сельское хозяйство. Он вскрыл особенности действия закона капитали•стического накопления в сельском хозяйстве, •особенности, отнюдь не изменяющие капиталистический характер развития сельского хозяйства. Маркс показал те экономические противоречия, которые разъедают капиталистическое сельское хозяйство, обусловливают отставание развития сельского хозяйства от промышленности. Прослеживая эволюцию капитализма в земледелии, Маркс показал, что мелкая земельная собственность, основанная на собственном труде («парцелла»), вытесняется крупным капиталистическим хозяйством. Мелкий товаропроизводитель в деревне лишь по видимости сохраняет свою самостоятельность, в действительности же он, как и рабочий, является объектом эксплоатации капиталиста. Как пишет Маркс в «Классовой борьбе во Франции», «эксплоатация крестьянства отличается от эксплоатации промышленного пролетариата лишь по форме. Эксплоататор — тот же самый: капитал. Отдельные капиталисты эксплоатируют отдельных крестьян посредством ипотек и ростовщичества, класс капиталистов эксплоатирует класс крестьян посредством государственных налогов» (Маркс, Избр. произв., т. II, 1938, стр. 207). Бесконечное раздробление средств производства и обособление самих производителей, возрастающее ухудшение условий производства, вздорожание средств производства — таков закон парцеллярной собственности. Она уничтожается при капитализме, гибнет. Анализируя генезис ренты, ростовщического капитала и торгового, делая многочисленные экскурсы в область истории, Маркс проливает яркий свет на сущность и формы эксплоатации труда в докапиталистических классовых обществах, особенно в эпоху господства предшествовавшего капитализму феодального способа производства.

Гениальное экономии, учение Маркса, его глубокий и всесторонний анализ капиталистич. способа производства и законов его развития является теоретическим обоснованием истории, неизбежности и необходимости социалистич. революции, установления диктатуры пролетариата, революционного низвержения капитализма и создания нового — коммунистического общества. Маркс первый научно доказал, что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, а эта диктатура составляет переход к уничтожению всяких классов, к обществу без классов. Он доказал историческую неизбежность революционного свержения капитализма и перехода к коммунизму.

Гениальное учение о диктатуре пролетариата, как основном условии перехода от капитализма к коммунизму, является главным в марксизме. Это учение, имеющее всемирно-истори 116

ческое значение и определяющее перспективы всего человечества, программу действий передового класса — пролетариата, его авангарда  — революционной партии, представляет собой вывод из всей экономической теории Маркса, итог глубочайшего изучения опыта классовой борьбы и рабочего движения. Показав, как в недрах самого капитализма зреют материальные условия и субъективные силы к революционному низвержению капитализма, Маркс дает, вместе с тем, гениальную характеристику основных черт коммунизма, его двух стадий, очерчивает путь от капитализма к коммунизму. Причем контуры будущего общества Маркс предвосхищает на основании того, что коммунизм «происходит из капитализма, исторически развивается из капитализма, является результатом действий такой общественной силы, которая рождена капитализмом. У Маркса нет ни тени попыток сочинять утопии, попустому гадать насчет того, чего знать нельзя. Маркс ставит вопрос о коммунизме, как естествоиспытатель поставил бы вопрос о развитии новой, скажем, биологической разновидности, раз мы знаем, что она так-то возникла и в таком-то определенном направлении видоизменяется» (Ленин, Соч., т. XXI, стр. 428). Учение Маркса о диктатуре пролетариата резюмировано им в «Критике Готской программы»: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе.

Ему соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата» (М аркси Энгельс, Сочинения, т. XV, стр. 283). Маркс и Энгельс показали решающее значение диктатуры пролетариата как политической и экономической силы, преобразующей капиталистич. общество в коммунистическое.

Они наметили в основных чертах путь революционного превращения мелкотоварного крестьянского х-ва в социалистическое путем убеждения, показа трудящемуся крестьянину преимуществ крупного коллективного труда. В «Критике Готской программы» Маркс показал законы социалистического воспроизводства и дал схему распределения общественного продукта при социализме. Гениальная глубина научного предвидения Марксом и Энгельсом основных черт экономики переходного периода и социализма особенно ярко раскрывается перед нами Теперь в свете героической практики революционной борьбы и социалистич. строительства в СССР, где в основном построен социализм — первая фаза коммунизма.

Революционное учение Маркса — Энгельса было выковано в непримиримой борьбе основоположников научного коммунизма против бурж. псевдонауки и мелкобурж. социализма  — прудонизма, анархизма. П. э. вскрывает самые основные экономические интересы людей, классов, общества. «По самому характеру обрабатываемого материала политическая экономия вызывает по отношению к себе самые яростные, самые мелочные, самые непримиримые проявления человеческой ненависти, она пробуждает фурий частного интереса. Так, высокая англиканская церковь скорее простит нападки на 38 из 39 членов ее символа веры, чем нападки на 1/39 ее денежного дохода» (Маркс, Капитал, т. I, 8 изд., 1936, стр. XIII  — XIV). Когда социалисты-утописты повернули