Страница:БСЭ-1 Том 47. Признаки делимости - Равенстон (1940).pdf/230

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

июньского восстания это было актом высокого мужества» (Маркс и Энгельс, Соч., т. XIII, ч. 1, стр. 28). Законопроект П. был единодушно отвергнут Национальным собранием.

Убедившись в том, что в осуществлении своих проектов «меновых базаров» он не может рас-, считывать на содействие правительства, П. пытается осуществить свой план собствен-, ными силами, для чего объявил в основанной им газете «Peuple» подписку на акции организуемого им «Народного банка». Эта попытка реформировать капиталистическую систему вне революционной экспроприации частной собственности кончилась таким же крахом, как и все ей подобные. В июле 1849 П. был арестован и заключен в тюрьму. Его газета была закрыта властями, но его друзьям удалось через несколько месяцев основать новый орган — третий по счету  — «La voix du peuple» («Голос народа»). На издание этой газеты залог в 24 тыс. франков внес Герцен, к-рый поместил в ней ряд своих статей. В этой газете тон и линия П. резко изменились, он фактически капитулировал перед режимом Луи Бонапарта. В результате этого П. лишился в демократии, слоях своего политич. влияния, и его газета потеря лц большинство своих читателей. В период тюремного заключения П., помимо многих газетных статей, написал «Les confessions d’un rGvolutionnaire» («Исповедь революционера») и «Id6e g£n6rale de la revolution au 19 siecle» («Всеобщая идея революции в 19 веке»). В этих работах П. наиболее полно и резко развивает идеи анархизма, к-рые он высказывал и ранее.

В вышедшей тогда же книге «Gratuite de credit» («Даровой кредит») П., полемизируя с Бастиа, вновь настаивает на своей идее кредитной реформы, считая, что она решает все социальные вопросы.

За оскорбление духовенства и осквернение религии Прудон вторично был присужден, к трехлетнему тюремному заключению, но спасся бегством в Брюссель. Здесь, между прочим, познакомился с ним в бытность свою за границей Л. Н. Толстой. В 1860 Прудон был амнистирован, но вернулся во Францию лишь в 1862. Для последнего периода литературной деятельности П. характерны его книги «ТЬёопе de 1’impdt» («Теория налога») и «La guerre et la paix» («Война и мир»). О первой, за которую он получил премию Лозаннской академии, Маркс писал: «Здесь исчезают и последние следы гениальности, и остается чистейший мелкий буржуа» (там же, стр. 29); вторую Энгельс характеризует, как «пожалуй, самое ученическое из многочисленных ученических произведений Прудона» (Маркс и Энгельс, Соч., т. XV, стр. 69). В последней книге П. «De la capacit6 politique des classes ouvridres» («О политической способности рабочих классов»), опубликованной в 1865, уже через несколько месяцев после его смерти, П. признает важное значение «манифеста 60», в к-ром группа рабочих призывала пролетариат Парижа выставить независимые от буржуазной оппозиции кандидатуры на предстоящих выборах в Законодательный корпус. Политические колебания Прудона, противоречивость его высказываний были не случайностью, а отражали неустойчивость положения в капиталистическом обществе мелкой буржуазии, верным защитником и оруженосцем к-рой был П. на всем протяжении своей литературной ц йрактич. деятельности. «Прудону, — писал Маркс, — принадле 454

жит заслуга быть научным истолкователем французской мелкой буржуазии; это — действительная заслуга, потому что мелкая буржуазия явится составной частью всех грядущих социальных революций» (там ж ег т. XXV, стр. 31).

Прудонизм как социально-политич. системаг наиболее ярко и полно отразившая идеологию» французского парцелльного крестьянина и мелкого буржуа, противопоставлял себя как экономии, либерализму, так и научному коммунизму. П. критиковал и буржуазных экономистов и социалистов; он стремился найти синтез противоположных течений. Выступая против буржуазных экономистов, с одной стороны, и против коммунистов, с другой, П. всю свою жизнь оставался верен идее увековечения мелкой собственности, называемой им «индивидуальным владением». «Поэтому, — говорит Энгельс, — через весь прудонизм проходит реакционная черта: отвращение к промышленной революции и то явно, то тайно выраженное стремление вышвырнуть вон всю современную индустрию, паровые машины, прядильные машины и прочие напасти и вернуться к старому, солидному ручному труду» (МарксиЭнгельс, Соч., т. XV, стр. 14).

Освободить собственность от «злоупотреблений» П. считал возможным путем реорганизации обращения на основе мютюализма, т. е. равного обмена услуг. Критикуя экономии, либерализм, П. в то же время сам исходил из методологии, предпосылок последнего, рассматривая категории товарного хозяйства как вечные и абсолютные. Отсутствие истории, подхода к общественным явлениям, апелляция к «вечной справедливости», чисто формальный юридич. подход к экономии, отношениям  — все это 'характернейшие черты прудонизма.

Для П. совершенно чужда диалектика развития производительных сил и производственных отношений, а следовательно, понимание историчности экономии, категорий, понимание социально-экономич. формации. Развивая в духе мелкобуржуазного радикализма предпосылки фритредерства, П. приходит к идее анархии.

П. выдвинул систему пассивного бойкота государства и власти. «Необходимо изменить не форму власти или ее источник, — писал он, — а должно отвергнуть самое ее применение».

Граждане не должны ничего требовать от власти, — социальный вопрос должен быть разрешен помимо государства и в стороне от него.

Участие рабочего класса в политич. борьбе П. признавал вредным заблуждением и всячески старался отклонить рабочих от столь пагубного, на его взгляд, увлечения. Мало того, исходя из типичного фритредерского взгляда о недопустимости вмешательства государства в отношения между трудом и капиталом, П. выступал против законодательного ограничения рабочего дня и повышения заработной платы, против рабочих коалиций и забастовок. П. придавал громадное значение сохранению патриархальной семьи как первичной хозяйственной ячейки с господством в ней отца  — главы семьи. Он считал, что укрепление семьи необходимо для воспитания граждан. Взгляды IL на женщину поражают своей ретроградностью. Он был ярым противником политической и интеллектуальной эмансипации женщины, утверждая, что призвание женщины — быть только домашней хозяйкой и матерью. П. отрицательно относился к наft 5*