Страница:БСЭ-1 Том 47. Признаки делимости - Равенстон (1940).pdf/287

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

в П., двинуть войска на Петроград. 25/Х (7/XI) вечером в П. с той же целью приехал Керенский.

Но положение в П. было уже настолько напряженным, что командующий фронтом Черемисов отказался дать войска, порекомендовав Керенскому, в целях его личной безопасности, оставить П. Не получив ни одного солдата, Керенский в ту же ночь, в сопровождении Краснова, выехал в Остров в расположение 3  — го корпуса.

В ночь на 26/X (8/XI) заседание Псковского Совета, по предложению большевиков, постановило создать Военно-революционный комитет и «немедленно принять меры к остановке эшелонов, движущихся на Петроград». Решение Псковского Совета, доложенное 2-му Всероссийскому съезду Советов, было встречено бурной овацией. Эсеро-меныпевики мобилизовали все силы, чтобы вырвать в П. победу из рук большевиков. 27/X (9/XI) в П. вошли 4 сотни казаков. Опираясь на них, эсеро-меныпевики образовали контрреволюционный «Комитет спасения революции». Вплоть до 30/Х (12/XI) в П. шла борьба между Военно-революционным комитетом и Комитетом спасения, доходившая до вооруженных столкновений. 30/X (12/XI) казаки объявили нейтралитет, отказавшись поддерживать Комитет спасения. 1/XI (14/XI) совместное заседание Военно-революционного комитета Псковского Совета и «Общественных организаций» постановило вывести из П. казачьи части. 10(23)/Х1 закончились перевыборы Псковского Совета, давшие подавляющее большинство голосов большевикам: в Совет было избрано 200 большевиков, 50левых с. — р. и 7 меньшевиков. 2(15)/ХП постановление о подчинении решениям 2  — го Всеросс. съезда Советов вынес I съезд армий Северного фронта, заседавший в П.

Ушедшая в подполье контрреволюция попыталась организовать в конце ноября выступление. Попытка была без труда подавлена Военнореволюционным комитетом. Враг был раздавлен, но вслед за ним на П. наступал другой, гораздо более мощный враг — войска герман•ских империалистов. Решительный отпор, данный им под Нарвой и Псковом в феврале 1918, приостановил дальнейшее наступление герм. войск на Петроград (день отпора  — 23/II — стал днем Красной армии), но самый П. все же оккупантам в ночь на 25/II удалось занять. Немедленно ' началось разграбление города. Оккупанты вывозили все, что только можно было вывезти: интендантское имущество, богатейшие •склады Земсоюза и Союза городов, имущество и склады лесопильных заводов, даже физические приборы из школ и астрономические приборы с обсервационного пункта.

Обязанные по условиям Брестского мира освободить П. уже весной 1918 немцы затянули ого очищение до осени. Перед уходом немецкое командование приступило к формированию белых отрядов. Именно под покровительством оккупантов сформировался так называемый «Северный корпус» белого бандита Булак-Балаховича. 23/XI началось наступление советских войск, и 27/XI они вступили в П. Совет рабочих и солдатских депутатов, на время оккупации перенесший свою работу в Великие Луки, возвратился в П. Но и на этот раз победа не была окончательной. 24/V 1919 П. был занят белоэстонцами, захватившими город вследствие измены командного состава 1-й сов. эстонской дивизии, заслонявшей П. со стороны Эстляндии. Через 4 дня в П. вошли банды БулакБалаховича. Начавшиеся ежедневные публич 564

ные казни, грабежи и насилия продолжались все время пребывания белых в П. Осужденных вешали на фонарях в центре города. В одном только Псковском уезде было сожжено 134 деревни.

Для отпора интервентам и белобандитам в П. образовался штаб революционной обороны.

15/VIII 1919 советская армия перешла в наступление. П. вторично и окончательно был занят Красной армией. Только с 1920—21 Псковский Совет рабочих и солдатских депутатов получил возможность приступить к работе по восстановлению хозяйства.

В 1918—19 П. входил в состав Союза коммун Сев. области. В 1927, с образованием Ленинградской обл., П. стал административным центром Псковского округа этой области.

В 1930, с упразднением округов, был превращен в районный центр, ас1935 вновь стал окружным административным центром Ленинградской области.

М. Тихомиров и О. К.

П. — один из крупнейших индустриальных центров Ленинградской области, играющий ведущую роль в ее юго-зап. части. Промышленность при Советской власти сильно выросла.

Имеется несколько металлообрабатывающих заводов и ремонтных мастерских; шпагатная фабрика, лесопильный завод, известковый, меховой и водочный; несколько обувных и швейно-трикотажных предприятий, мясокомбинат и др.; имеется водопровод. Открыты Педагогический институт, три техникума, два музея, театр, 8 кинотеатров и др. П. — центр старого льноводческого района, послужившего исходной базой развития льноводства в соседних районах Калининской и Смоленской областей.

Архитектура. В П. сохранились замечательные памятники древне-русского зодчества. В целом архитектура П. связана с развитием новгородского зодчества. Ранний памятник П. — собор Мирожского монастыря 1156  — представляет собой вариант южно-русской архитектуры 12 в., восходящей к восточно-византийским образцам. Во внешнем виде Мирожского собора и близкого к нему Снетогорского собора (1310) ясно выражена крещатость плана, придающая скульптурную выразительность зданиям этого типа. С 14 в. получает распространение одноглавый четырехстолпный храм с особой конструкцией арок, получившей широкое распространение в древне-русской архитектуре (Васильевская церковь, 1413). Этот тип остается почти неизменным в 15—16 вв.; в 15 в. появляется бесстолпный храм (церковь Никиты, 1470), встречающийся в виде пристройки (придела) к главному храму (Пароменская церковь, 1521, Усохская церковь, 1536).

Для П. 15—16 вв. характерны небольшие крыльца на низких столбах и особые сооружения для колоколов  — звонницы, восходящие к постройкам того же типа в Новгороде, но значительно видоизмененные местными стилевыми особенностями. Особый интерес для истории русской гражданской архитектуры представляют жилые дома П., дошедшие в памятниках 16—17 вв. (Поганкины палаты, дом Лапина).

Для архитектуры П. характерна монолитная массивность приземистых зданий; цельность, простоту и силу архитектурных решений подчеркивает гладь массивных стен с редкими окнами (часто на разном уровне) и скупым орнаментом в виде пирамидальных углублений  — единственным украшением здания. Зодчие П. славились на Руси как опытные строители;