Страница:БСЭ-1 Том 47. Признаки делимости - Равенстон (1940).pdf/300

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ческие вопросы в периодической печати и в отдельных изданиях. Жанры П. разнообразны: статья (политическая, литературно-критическая и др.), памфлет, фельетон, рецензия, листовка, воззвание, прокламация и др. Элементы П. могут входить составной частью в художественное произведение, проявляясь иногда даже в виде разделов, явственно выделенных от всей фактуры художественного произведения (напр., в «Войне и мире» Л. Н. Толстого).

Не следует, однако, отождествлять художественные произведения, насыщенные политическими мотивами, с П. В публицистических произведениях могут иметь большое применение средства, характерные для художественного творчества (в частности, напр., образная речь). П. не может противопоставляться научным произведениям, напротив, наиболее высокие образцы П. представляют собой подлинно научные произведения, но не академически отвлеченно написанные, а насыщенные духом борьбы, связанные с практикой, с жизнью. П. в лучших своих образцах всегда является воинствующей, полной страсти, убеждения, она нападает, клеймит тех, с кем борется, объединяет единомышленников, разрешая стоящие перед обществом задачи. П. является чрезвычайно важным орудием классовой борьбы.

Большую общественную роль П. стала играть еще в Средние века, в эпоху феодализма, когда она служила орудием борьбы против неограниченного авторитета церкви, против религиозного мировоззрения, пробивала дорогу естествознанию, содействовала формированию сил нового общественного строя. Уже в этот период в ГТ., преследуемой цензурой, применялся способ изложения «между строк», т. н. «эзоповой речи», к-рый позднее стал почти неотъемлемым ее свойством. Уже в Средние века в П. использовалась не одна «деловая» проза, но и образная речь, применялись разнообразные жанры. «Похвала глупости» Эразма Роттердамского (1466—1536), «Письма темных людей» (написанные в 1515—17) Ульриха фон Гуттена и др., «Утопия» Т. Мора (1478—1535), «Город Солнца» Т. Кампанеллы (1568—1639), произведения Дж. Бруно (1548—1600), Ванини (1585—1619) («Об удивительных тайнах природы», «Амфитеатр вечного провидения» и др.) — все это памятники боевой П.

Средних веков.

В период, непосредственно предшествовавший франц. бурж. революции 18 в., П. получила чрезвычайно большое значение, особенно во Франции. Произведения Вольтера, Руссо, Дидро, Д’Аламбера, Гольбаха, Гельвеция и мн. др. дают примеры боевой П., направленной против основ феодального мира, против его специфических форм угнетения, против богословского мировоззрения. П. этого времени формирует идеологию нового класса — революционной буржуазии, разоблачает пороки Средневековья. Особенного подъема достигает П. в период франц. бурж. революции 18 в. Отражая устремления широких народных масс, неустанно разъясняя им смысл текущих политич. событий и указывая им линию политического поведения, П. таких деятелей революции, как Марат, явилась значительной силой в революционных событиях, организуя народные массы. В это время П. получила впервые широкое распространение через периодическую печать (газета).В неустанной борьбе за политич. организацию рабочего класса, за формирование теории научного социализма Маркс и Энгельс создали непревзойденные образцы публицистической литературы. Достаточно вспомнить «18 брюмера Луи Бонапарта» Маркса, чтобы видеть, как органически сочетались актуальность темы, острота и блеск изложения с непревзойденной глубиной научного анализа.

Даже такое монументальное произведение, как «Анти-Дюринг» Энгельса, было насыщено публицистическим темпераментом. Публицистика Маркса и Энгельса разила врагов рабочего класса, открывала перспективы, вела за собой массы и стала мощным средством классовой борьбы, борьбы за коммунистическое общество.

В России П. подлинно яркое выражение нашла только начиная с 18 в.; в это же время начинают появляться периодич. издания, в т. ч. сатирические журналы. Из публицистов этого периода следует отметить Кантемира, Новикова. «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева является одним из замечательных образцов русской П., оказавшим огромное влияние на современников и содействовавшим развитию политич. литературы в России. Русская революционная П. в дальнейшем своем развитии заняла одно из первых мест в мировой литературе как по силе своего влияния на широкие общественные круги, так и по глубине и блеску изложения. Царская цензура свирепо разила публицистику Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, и тем не менее их статьи являлись огромной силой в борьбе с самодержавно-крепостнической Россией в процессе организации сил революции. Белинский со свойственной ему пламенной страстью откликался на жгучие вопросы современной ему политич. жизни: П. насыщена вся его литературная деятельность.

Исключительной силы, страсти и убеждения публицистика Белинского достигла в «Письме к Гоголю»  — замечательнейшем произведении, оказавшем громадное влияние на современников. Публицистика Герцена, печатавшаяся на страницах его зарубежных органов «Колокол» и «Полярная звезда», не бывшая под цензурой, по силе своего общественного влияния была одним из наиболее ярких явлений русской печати. Еще большего подъема достигла П. в деятельности великих революционных демократов — Чернышевского и Добролюбова. Осуществляя пропаганду революционных идей, разоблачая трусость и измену либерализма, откликаясь на все жгучие общественно-политические вопросы, их публицистика была овеяна духом классовой борьбы, она бичевала силы старой крепостной России, намечала революционный путь решения таких коренных вопросов, как, напр., вопрос об освобождении крестьян, помогала читателю овладевать материалистич. мировоззрением, — словом, она была великой освободительной силой. Революционный пафос публицистики Чернышевского вызывал к нему особую ненависть царского правительства, замучившего великого революционера-демократа в тюрьме и на каторге. Видное место занимает также Писарев, к-рый в своей литературной деятельности проявил талант замечательного, яркого, острого публициста. П. великих демократов, особенно такие произведения, как «Антропологический принцип в философии», «Эстетические отношения