Страница:БСЭ-1 Том 47. Признаки делимости - Равенстон (1940).pdf/327

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ПУССЕН (Poussin), Никола (1594—1665), крупнейший франц. живописец 17 в., основоположник классицизма (см.). П. родился в небольшом городке Нормандии Андели, в семье мелкого земельного собственника. Первым учителем П. был странствующий художник Квентин Варен. В 1612 П. отправился в Париж, где жил с нек-рыми перерывами до 1624. Его непосредственными учителями в Париже называют Фердинанда Эль и Франсуа Лаллемана.

Однако их руководство не оставило заметных следов в произведениях П. Решающее влияние оказало на художника изучение гравюр с произведений Рафаэля и Джулио Романо, а также занятия анатомией, математикой и античной литературой. К этому времени относится близость П. с итал. поэтом Марино, гостившим в Париже. Рисунки П., навеянные поэмой Марино «Адонис» (библиотека в Виндзоре), представляют собой единственные достоверные произведения художника, относящиеся к раннему, доримскому периоду его деятельности. В 1624 П. переселился в Рим. Здесь он жадно изучал памятники античного искусства.

Не ограничиваясь зарисовкой античных статуй, он тщательно обмерял их, пытаясь вскрыть ту математическую закономерность, которая лежала в основе их форм. Из современных ему. итальянских мастеров наиболее сильное влияние оказали на П. представители академического направления — Аннибале Карраччи и в особенности Доменикино, указаниями к-рого П., повидимому, пользовался.

В Риме П. продолжает свои теоретич. занятия. Он изучает геометрию (законы перспективы), оптику, анатомию, читает античную литературу, книги по истории, священное писание, трактаты Альберти, Дюрера, Леонардо да Винчи. Трактат последнего П. иллюстрирует рисунками (хранятся в Гос. Эрмитаже в Ленинграде). Период 1624—30  — время творческих исканий П. Многие произведения этих лет носят печать влияния Караваджо (московский и ленинградский варианты «Битвы», «Избиение младенцев»  — в Шантийи, «Мученье св. Эразма»  — в Ватикане), для других характерны барочнодекоративные тенденции («Снятие со креста»  — в Ленинграде, «Видение св. Иакова»  — в Лувре).

В то же время возникают первые произведения П., окончательно формулирующие принципы классицизма: «Смерть Германика» (1627, Рим) и «Разрушение Иерусалима» (1627—28, Вена).

Здесь изображаются героические люди и героические чувства. Все элементы картины подчинены единому идейному началу. Трактовка пространства носит характер геометрич. четкости благодаря расположению фигур и зданий параллельно плоскости изображения и ограниченности площадки, на к-рой разыгрывается действие. Композиция уравновешена, движения фигур подчинены железному ритму. Рисунок приобретает изумительную ясность и чистоту, форма — пластичность и классическое спокойствие. Обе картины были написаны П. для кардинала Барберини. С этого времени известность художника быстро растет.В течение 30  — х гг. 17 в. П. окончательно вырабатывает принципы классицизма, получившие наиболее четкую формулировку в первой серии «Семи таинств» (1638—40). На 20-е и 30-е годы падает увлечение Пуссена Тицианом, Среди работ П. появляются картины на вакхические темы, подчеркнутая линейность сменяется большей живописностью, холодные, локальные краски уступают место теплому, гармоничному колориту, в к-ром акцентируются киноварно-красный и золотисто-желтый тона [«Венера и пастухи» (Дрезден), «Венера и сатиры» (Лондон), «Вакханалия» (Лувр), «Юность Вакха» (Дрезден), «Вакханалия», «Танкред и Эрминия» ' (Ленинград), «Сатиры и нимфы», «Ринальдо и Армида» (Москва)]. Ко второй половине 30  — х гг. относятся произведения, знаменующие одну из творческих высот П.: «Аллегория человеческой жизни» (собрание Уоллес), «Аркадские пастухи» (Лувр), «Вакханалия» (Лондон). В них своеобразно сочетается сильная эмоциональность с глубиной идейного замысла. Композиция приобретает замечательную уравновешенность и ритмичность, форма — чеканную пластичность.

В середине 30  — х гг. слава П. достигает Франции. Художника настойчиво приглашают в Париж. П. долго колеблется, но, наконец, личное письмо Людовика XIII и прямая угроза со стороны одного из его чиновников заставляют П. в октябре 1640 отправиться в Париж. Прием, оказанный П. в Париже, носит торжественный характер. Король и Ришелье осыпают его милостями, он получает звание «первого живописца короля», ему поручается роспись и руководство всеми декоративными работами в только-что выстроенной галлерее Луврского дворца. Безраздельно господствовавшие в Паг риже представители декоративного барокко, во главе с Вуэ, создают вокруг П. невыносимую атмосферу склоки и интриг. Кроме того, барочный. характер архитектуры Лемерсье не был приемлем для классика П. так же, как и чисто декоративный характер задания, которое ему приходилось выполнять. В результате возникает конфликт, заставляющий П. в сентябре 1642 покинуть Париж, не закончив работы в галлерее. П. навсегда возвращается в Рим.

За время пребывания в Париже П. написал очень мало картин. В вещах, возникших в эти годы, под влиянием окружающей обстановки, снова воскресают декоративно-барочные тенденции («Чудо св. Франциска Ксавье», «Время освобождает истину от злословия и клеветы», декоративное панно для Ришелье и др.). В Риме П. возвращается к чисто классич. стилю: «Воздержание Сципиона» (Москва), вторая серия «Семи таинств» (собр. Бриджуотер Хаус, Англия), «Елиазар и Ревекка» (Лувр), «Суд Соломона» (Лувр) и др. В последние 17 лет жизни (1648—1665) П. достигает вершин творческой деятельности — он пишет свои замечательные пейзажи. П. трактует природу как носителя разумного начала. Человек выступает органич. частью ее героического величественного целого.

Лучшие ландшафты П.: «Пейзаж с Диогеном» (Лувр), «Пейзаж с Полифемом» (Ленинград), «Пейзаж с Геркулесом» (Москва) и «Времена года» (серия из 4 картин, Лувр). Четвертая вещь из этого цикла («Зима») была последним законченным произведением П.

В письмах мастера, а также в заметках его первого биографа Беллори сохранились отдельные высказывания П., формулирующие те-