Страница:БСЭ-1 Том 47. Признаки делимости - Равенстон (1940).pdf/462

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ле (см.) п успехй лангобардского завоевания.

Салическая правда (см.) свидетельствует о значительном распространении рабства у франков после покорения ими Галлии. По данным «Книги страшного суда», в Англии еще в 11 в. насчитывалось ок. 25 тыс. рабов (сервы).

В раннем феодальном обществе рабы (сервы) составляли домашнюю прислугу, входили в состав вотчинной администрации крупного землевладельца и нередко являлись самой квалифицированной рабочей силой (ремесленники) в его хозяйстве. Перечисленные группы назывались дворовыми рабами (mancipia поп casata provendarii), к-рые получали содержание в хозяйстве землевладельца. Более многочисленной была группа рабов (Servi casati), сидевших на земле и по своему экономическому и юридическому положению во многом напоминавших крепостных. В свою очередь «крепостное право раннего средневековья», по отзыву Энгельса, заключало в себе «еще много черт древнего рабства» (Марко й Энгельс, Соч., т. XV, стр. 640). При господстве натурального хозяйства незначительные размеры производства ограничивали возможность применения Р. в широких масштабах, поэтому церковь и светские феодалы рассматривали рабов как товар, к-рый экспортировался в Византию и арабские страны. Из европейских городов в торговле рабами особенно прославились Киев, Венеция и Рим.

В период захватнической борьбы франков и др. германских племен против славян, живших между Эльбой и Одером, в Прибалтике получила большое развитие торговля рабами славянами. Но с 13 в. рынки рабов Балтики закрылись, т. к. прекратился приток рабов в связи с обращением покоренного населения в крепостных. В южных частях Европы, в особенности в Испании и Италии, работорговля сохранила крупное значение до 16 в. Центральным рынком рабов с эпохи крестовых походов являлся Рим, где венецианцы закупали большие партии рабов для восточных стран. Война с маврами питала работорговлю испанцев, одним из главных рынков для сбыта служил Лион. Но до 16 в. Р. не играло заметной роли в экономии, жизни европейских стран. Рабы попрежнему служили предметом экспорта на Восток и. предметом роскоши. Также незначительной была экономии, роль рабов и в мусульманских странах, где они использовались для домашних работ и как принадлежность гаремов. Ислам запрещал обращать в Р. мусульман, а до крестовых походов не было обычая обращать в Р. военнопленных. Поэтому источником получения рабов была только торговля с Европой, Африкой и Азией. Со времени крестовых походов мусульмане переняли у европейцев обычай обращения в Р. пленников. Средиземное море превратилось в арену деятельности пиратов, охотящихся за людьми с целью обращения их в Р. или получения за них выкупа. В этом соперничали христиане и мусульмане, но до 17 в. преобладали последние. На побережьи Сев. Африки процветали рынки рабов.

Совершенно иной характер и значение приобрело Р. с развитием колониальной системы.

В отличие от всех исторически ему предшествовавших форм, колониальное (плантационное) Р. являлось придатком к капиталистич. способу производства в Европе. В колониях рабский труд стал основой хозяйства, поста 884

вляющего свою продукцию на рынки Европы, переходившей к капиталистич. способу производства. Европейский купеческий, а позднее промышленный капитал, овладевший производством заокеанских стран, принудительно насаждал и консервировал там наиболее отсталые варварские формы эксплоатации: официально признанное открытое Р., рабство, замаскированное в форме принудительного труда и принудительных поставок, полурабство, полукрепостничество. Рабский труд на плантациях и в рудниках колоний, охота за рабами и торговля ими явились одним из главных моментов первоначального накопления. Образцовая в 17 в. капиталистич. страна  — Голландия, «где колониальная система впервые получила полное развитие» (Маркс, Капитал, т. I, 8 изд!, 1936, стр. 647), образцово поставила и рабский промысел. «Нет ничего более характерного, как практиковавшаяся голландцами система кражи людей на Целебесе для пополнения кадров рабов на острове Яве. С этой целью подготовлялись особые воры людей. Вор, переводчик и продавец были главными агентами этой торговли, туземные принцы — главными продавцами. Украденная молодежь заключалась в ‘ Целебесские тайные тюрьмы, пока не достигала возраста, достаточно зрелого для отправки на кораблях, нагруженных рабами» (М арке, там же, стр. 646).

Губернатор голландской Ост-Индии ежегодно отправлял несколько кораблей к берегам Китая для кражи людей. Наряду с принудительным трудом местного населения, Р. являлось основой колониального хозяйства голландской Ост-Индской компании. Феодальные предшественники голландцев по колониальным захватам — Испания и Португалия — фактически превратили туземцев покоренных ими областей Америки в бесправных рабов, вымиравших от непосильной принудительной работы в рудниках и поместьях, но формально только военнопленные и неисправные плательщики податей считались рабами.

Остальное туземное население центральной властью признавалось свободными вассалами королей Испании и Португалии, обязанными лишь податью и повинностями в пользу государства, чиновников и землевладельцев. Эти обязанности в обстановке неограниченного произвола колонизаторов фактически приближали покоренных индейцев к положению рабов. Но воинственность индейцев и их неприспособленность к условиям рабского труда, наконец, формальные запреты королевской власти обращать туземцев в Р. препятствовали развитию рабского колониального хозяйства испано-португальской Америки на базе труда индейцев. Совершенно невозможным оказалось поработить и использовать в качестве колониальной рабочей силы индейцев Сев. Америки. Своей упорной борьбой за независимость они вселили такой страх колонистам, что в английских колониях законом было запрещено иметь слуг индейцев, за исключением детей, и английские колонисты в 17 и 18 вв. пользовались трудом собственных соотечественников, положение которых весьма приближалось к Р. Высланные из метрополии преступники, бродяги, люди, выкраденные профессионалами-похитителями, наконец, добровольно запродавшие себя на определенный срок за стоимость перевозки в Америку белые