Страница:БСЭ-1 Том 47. Признаки делимости - Равенстон (1940).pdf/93

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

и в процессе возникновения жизни. При этом рассеянные раньше в растворе молекулы органич. вещества сконцентрировались в определенных пунктах пространства и отделились от окружающей среды б. или м. резкой границей. Внутри отдельных капелек коацервата частицы органич. вещества расположились определенным образом по отношению друг к другу. Здесь уже появились зачатки нек-рой элементарной структуры. Вместе с тем каждая капелька коацервата приобрела известную индивидуальность, ее дальнейшая судьба определялась уже не только условиями внешней среды, но и ее внутренним специфическим физико-химическим строением. Это строение определяло собой скорость и направленность тех химических изменений, к-рые происходили в данной коацерватной капельке. Находившаяся в первичной гидросфере капелька коацервата была погружена не просто в воду, а в раствор разнообразных органических и неорганических веществ. Эти вещества адсорбировались капелькой и затем вступали в химич. взаимодействие с веществами самого коацервата. В результате этого происходил рост капельки.' Но параллельно с указанными синтетическими процессами в описанных коллоидных образованиях протекали и процессы разложения, дезагрегации вещества, приводящие к распаду коацерватов. Соотношение скоростей процессов синтеза и распада определяло собой общую направленность всего явления в целом, динамич. устойчивость данной коацерватной капельки. Если физико-химическая организация этой капельки была такова, что в ней синтез преобладал над распадом, капелька разрасталась, разделялась на дочерние капли и, таким образом, увеличивала массу организованного вещества на земной поверхности. Те капельки, в к-рых химич. изменения были направлены, гл. обр., в сторону распада, обречены были на б. или м. быстрое исчезновение.

Их индивидуальная история сравнительно* скоро обрывалась, и поэтому такого рода образования уже не играли существенной роли в дальнейшей эволюции органич. вещества. Так возник в своей первоначальной простейшей форме «естественный отбор» коацерватов. На фоне этого «естественного отбора», под его строгим контролем должны были протекать все дальнейшие изменения химической организации коллоидных образований. В результате этого указанные изменения приобрели определенную направленность. В физико-химической организации коацерватов сохранялось все то, что, во-первых, способствовало их динамич. устойчивости, и, во-вторых, то, что увеличивало самое динамичность этих систем  — скорость совершающихся в них реакций. Простейшие первичные коацерваты с их нестойкой элементарной структурой рано или поздно должны были исчезнуть с лица Земли, распасться, перейти в первоначальный раствор.

Но и их ближайшие «потомки», . выработавшие в себе известную устойчивость, также вскоре должны были остаться в хвосте в том случае, если они не приобрели способности к быстрому осуществлению химич. реакций.

Расти и развиваться дальше могли только такие образования, в которых произошли существенщле изменения, возникли сложные ферментативные аппараты, позволяющие им чрезвычайно быстро химически перерабатывать поглощенные вещества. Параллельно с этимсоздавалась и все более совершенствовалась известная координация этих ферментативных процессов. Отдельные химич. явления совершались уже не как-нибудь, не хаотически, а в строгой взаимной последовательности при строгом соотношении скоростей отдельных элементарных реакций.

Указанная внутренняя тесная взаимосвязь отдельных химических превращений в конечном итоге и привела к возникновению внутри описанных коллоидных систем качественно новой организации материи. Так произошел тот «скачок», в результате которого на земной поверхности возникли простейшие живые существа. Эти первичные организмы еще не были наделены той структурой, которая присуща современным живым клеткам: дифференцированной протоплазмой, ядром, пластидами и прочими форменными образованиями. Вся их организация сводилась лишь к определенной строгой координации во времени и пространстве химич. превращений составляющего их органического вещества. Но благодаря этой координации первичные живые существа могли питаться, расти и, что самое главное, совершенствоваться — приобретать в процессе эволюции все новые • и «новые внутренние химич. механизмы, способность к различного рода брожениям, ассимиляции, дыханию и т. д.

Возникновение изолированного ядра, пластид и пр. является лишь внешним, видимым выражением постепенного усложнения и усовершенствования внутренней физико-химической структуры этих первичных организмов. Их весьма эфемерная вначале взаимная ориентация молекулярных комплексов приобрела в результате эволюционного процесса более устойчивый характер и дала начало для образования различимых под микроскопом структур.

Дифференциация этих структур совершилась лишь много времени спустя после возникновения первичных организмов, лишь в результате их длительной эволюции. Поэтому даже у современных простейших живых существ, напр. у бактерий, мы видим ее еще сравнительно мало выраженной, на низшей ступени развития. Ядерное вещество бактерий не сконцентрировано в одно образование, а обычно бывает распылено в виде мельчайших зернышек по всей протоплазме. Точно так же и строение ядерного аппарата сине-зеленых водорослей является гораздо менее четким, чем это имеет место у существ, стоящих на более высокой ступени эволюционного развития. До известной степени мы можем проследить постепенное усложнение клеточного строения в процессе филогенетического развития организмов (эволюция ядра, пластид и т. д.), но здесь уже, собственно, заканчивается вопрос о происхождении жизни и идет речь о том, как из первичных простейших живых существ в процессе эволюции возникло все разнообразив животных и растений, населяющих в настоящее время Землю.

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, 7 изд., [М.], 1936; ОмелянскийВ. Л., Основы микробиологии, 8 изд., [Л.], 1936; ОпаринА. И., Возникновение жизни на земле, М. — Л., 1936; Пастер Л., Исследования о брожениях, пер. с франц., М. — Л., 1937; его ж е, Об организованных телах, существующих в атмосфере. Опровержение учения о самопроизвольном зарождении (пер. с франц.), СПБ, 1864; Комаров В. Л., Происхождение растений, 5 изд., М; — Л., 1936; System of bacteriology, v. I — В ul loch W., History of bacteriology, L., 1936; Статьи P a s t e u r’a в журналах: «Comptes rendus hebdomadaires des seances de Г Academic des sciences» P., 1860» v. L, 303, 675, 849, 1863, v. LVI,