Страница:БСЭ-1 Том 48. Рави - Роббиа (1941).pdf/227

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

проекта: кадетский и трудовиков. Трудовая группа начала складываться в самом начале работ Думы и окончательно сформировалась к концу ее работы, когда Крестьянский союз утратил свое значение. Она состояла, главным образом, из крестьянских депутатов. 23/V эта группа внесла в Думу свой земельный проект, в к-ром говорилось об образовании общенародного земельного фонда, о наделении землей в пределах трудовой нормы. Требуя принудительного отчуждения земли, трудовики мыслили произвести его путем выкупа, что сближало их проект с кадетским. Однако кадеты выступали против проекта трудовой группы.

Они говорили о его неосуществимости и в то же время пугали им правительство, надеясь добиться уступок. Кадеты хотели сделки с самодержавием за счет рабочих и крестьян. Кадетская Дума торговалась с правительством. Кадеты за спиной народа вели прямые переговоры об участии их в составе правительства. Трепов, этот негласный диктатор, с согласия самого царя вел об этом переговоры с кадетскими лидерами. Эти верхушечные комбинации, попытки буржуазных деятелей договориться с царской шайкой погромщиков и стремление последних использовать в своих интересах буржуазию отражали собой неустойчивость положения тех и других в силу обострения борьбы классов. Ленин писал об этом периоде: «Центр тяжести перво думской эпохи заключался, конечно, не в думских выступлениях. Он заключался во вне думской борьбе классов, борьбе помещиков-крепостников и и х монархии с народной массой, рабочими и крестьянами. Революционное движение масс именно, в это время снова стало подниматься: и стачки вообще, и политические стачки, и крестьянские волнения, и военные бунты грозно поднялись весной и летом 1906 г.

Вот почему...„сферы“ колебались: борьба течений внутри царской шайки шла из-за того, можно ли сразу совершить государственный переворот при данной силе революции, или надо еще выждать, еще поводить за нос буржуазию» (Ленин, Соч., т. XV, стр. 226—227). Касаясь поведения буржуазии, Ленин продолжает: «Буржуазия колебалась, но все ее поведение  — даже кадетской буржуазии — показывало, что она во сто раз больше боится революции, чем реакции. Поэтому помещики и соблаговоляли привлекать вождей буржуазии (Муромцева, Гейдена, Гучкова и К0) к совещаниям, нельзя ли вместе составить министерство. И буржуазия вся, вплоть до кадетов, шла советоваться с царем, с погромщиками, с вождями черной сотни о средствах борьбы с революцией, — но буржуазия с конца 1905 года никогда ни одной своей партии не послала на совещание с вождями революции о том, как свергнуть самодержавие и монархию» (Ленин, там же, стр. 227).

Так Ленин оценивал эти предательские переговоры буржуазных деятелей.

7/VII 1906 Дума была распущена. Кадеты, никак не ожидавшие роспуска Думы, съехались в Выборге (Финляндия) и там написали воззвание, к-рое получило в истории название «Выборгского». В воззвании они обращались к народу с призывом отказаться платить налоги государству и не давать рекрутов на военную службу. Кадеты решили пойти на такие требования сгоряча. Под впечатлением разгона Думы кадеты второпях приняли 21 поправку, внесенную социал-демократами, присутство 444

вавшими на этом собрании. Но уже через несколько месяцев, на сентябрьском съезде кадеты отмежевались от Выборгского воззвания и заявили, что подпись под этим воззванием была их ошибкой. Этим закончилось бесславное существование 1-й Гос. думы. — После роспуска Думы Ленин, указав на факты революционного движения в период Думы, писал: «Народ на опыте убеждается, что народное представительство есть нуль, если оно не полновластно, если его созвала старая власть, если рядом с ним цела еще старая власть.

Объективный ход событий выдвигает на очередь уже вопрос не о той или иной редакции законов, конституции, а вопрос овласти, о реальной власти. Какие угодно законы и какие угодно выборные — нуль, если у них нет власти.

Вот чему научила народ кадетская Дума.

Споем же вечную память покойнице и воспользуемся хорошенько ее уроком!» (Ленин, Соч., т. X, стр. 8).

Одним из уроков опыта первой Думы Ленин выводил необходимость изменения тактики большевиков. Ленин указывал, что тактика бойкота Булыгинской думы оказалась единственно правильной тактикой и дала свои результаты. Булыгинская дума была сметена выступлением масс. Удача этой тактики объяснялась тем, что лозунг бойкота был проведен в условиях нарастающего подъема революции.

Лозунг бойкота виттевской 1-й Думы проводился после поражения Декабрьского восстания, когда революция уже пошла на убыль.

Поэтому этот бойкот «не смог сорвать думу, хотя и подорвал значительно авторитет этой думы и ослабил веру части населения в думу» [История ВКП(б). Под редакцией Комиссии ЦК ВКП(б), 1938, стр. 84]. Оценивая этот период, Ленин впоследствии писал в «Детской болезни „левизны" в коммунизме»: «Большевистский бойкот „парламента" в 1905 году обогатил революционный пролетариат чрезвычайно ценным политическим опытом, показав, что при сочетании легальных и нелегальных, парламентских и внепарламентских форм борьбы иногда полезно и даже обязательно уметь отказаться от парламентских. Но слепое, подражательное, некритическое перенесение этого опыта на иные условия, виную обстановку является величайшей ошибкой. Ошибкой, хотя и небольшой, легко поправимой, был уже бойкот большевиками „Думы" в 1906 году» (Ленин, Сочинения, том XXV, стр. 182—183).

Летом и осенью 1906 революционная борьба масс снова усилилась. 18/VII началось восстание матросов в Свеаборге (см. Свеаборгское восстание). Восстание в Свеаборге вначале шло успешно, была захвачена почти вся крепость с огромным вооружением. Но из-за авантюристской и предательской тактики эсеров оно началось раньше времени и потерпело поражение. Правительство сумело подтянуть войска и свирепо расправилось с восставшими.

Вспыхнувшее одновременно восстание в Кронштадте было настолько неорганизованно и стихийно, что царские власти его быстро разгромили. В это же время произошло восстание на крейсере «Память Азова». Но и оно потерпело поражение. После роспуска 1-й Гос. думы рабочее движение не прекращалось. 22/VII в Петербурге бастовало 70 тыс. рабочих. Забастовки были в Москве, Екатеринославе, Астрахани, Ревеле и носили упорный характер. За