Страница:БСЭ-1 Том 48. Рави - Роббиа (1941).pdf/305

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

бродяжническую, полную фантастич. приключений жизнь; последние годы провел в Абиссинии, где занимался торговлей золотом, кофе и слоновой костью и добился положения владетельного князька. Самые ранние стихотворения юного Рембо, который в 17 лет якобы дрался на баррикадах Парижской Коммуны (этот факт не подтверждается новейшими исследованиями, но намерение Р. принять участие в борьбе коммунаров несомненно), проникнуты бунтарским духом, ненавистью и презрением ко 'Второй империи, солдатчине, церкви, сытым буржуа и версальцам (стихотворение «Зло», 1870, посвященное Франко-прусской войне, «Париж снова заселяется», — клеймящее версальских палачей, и др.). После поражения Коммуны Р. ушел в область символической поэзии, теорйю к-рой он создал, дав стихи, где описывается мир неясных, внутренних видений (стихотворение «Пьяный корабль»). Знаменитый его сонет о т. н. цветном слухе, «Гласные», развивает типичную для символистов идею о соответствии разнородных ощущений.

РЕМБРАНДТ, Харменс, ван Рейн (Rembrandt, Harmensz van Rijn) (1606—69), гениальный голл. живописец и гравер. Родился в Лейдене. Отец Р. был состоятельным мельником, мать  — дочерью булочника. Детство художника прошло в спокойной зажиточной обстановке. Он рос в те годы, когда двенадцати летнее перемирие с Испанией дало возможность Голландии восстановить свои силы и перейти к мирному труду. Это были годы подъема новой бюргерской культуры, противостоявшей абсолютистской и клерикальной Европе как передовая для своего времени демократия. В искусстве, все более резко порывавшем с традициями итал. академизма, нарастало мощное реалистич. течение, в котором демократические вкусы голландского народа получили яркое и образное выражение. Именно к этому течению и примкнул Р.

Окончив латинскую школу, он поступил в 1620 в Лейденский университет. Здесь он пробыл меньше года. Рано проснувшийся интерес к живописи привел его в мастерскую незначительного живописца Якоба Сваненбурха, у к-рого он проработал около 3 лет. Итальянист Сваненбурх не сумел отклонить Р. от реалистического пути. Его академические идеалы остались чуждыми Р., отказавшемуся от традиционной поездки в Италию и резко выступившему против царившего в кругах консервативных художников эклектического культа антиков и Рафаэля, к-рым Р. противопоставил изучение природы. Из мастерской Сваненбурха Р. перешел в мастерскую амстердамского живописца Ластмана (см.). У Ластмана Р. учился около полугода, а затем, возможно, перекочевал на нек-рое время к другому амстердамскому мастеру Якобу Пайнасу. Около 1625 начинается самостоятельная художественная деятельность девятнадцатилетнего Рембрандта.

Он открывает в Лейдене мастерскую, где обучает гравюре, рисунку и живописи. Его слава быстро растет. Ранние работы художника («Изгнание торгующих из храма», 1626, Москва; «Меняла», 1627, Берлин; «Портрет отца», Ленинград; «Автопортрет», 1629; «Симеон в храме», 1631, Гаага, и др.), относящиеся к т. н. лейденскому периоду его творчества (1625—1631), лишены еще стилистического единства.

Заимствования из работ Велларта, Бёйтевека, Хонтхорста, Броувера, Ластмана сочетаютсяс сильнейшими влияниями Караваджо и его последователей. Манера письма отличается детализированным, несколько мелочным характером, переходы от света к тени лишены мягкости, рисунок порою неправилен, колорит страдает от пестроты.. Но все чаще дает о себе знать гениальное живописное дарование молодого мастера. Оно сказывается в безграничном богатстве фантазии, в особой серьезности и глубине замысла, в психологическом обогащении евангельских и библейских сцен, в ювелирной по тщательности отделке, трактовке деталей, в волшебном сиянии как бы вспыхивающих, обладающих металлическим блеском красок, в становящихся все более тонкими световых эффектах, превращающихся в средство проникновенного раскрытия художественного образа.

В 1632 Р. переселяется из тихого университетского городка Лейдена в шумный Амстердам, бывший главным торговым и промышленным центром Голландии. В Амстердаме протекает вся дальнейшая деятельность художника, имевшего в 30  — х гг. шумный успех у бюргерства. Р. быстро богатеет, продавая свои произведения по исключительно высоким ценам (до 1.500 гульденов за картину и до 400 гульденов за офорт). В его мастерской работает много талантливых художников (Бакер, Боль, Флинк, Викторе, ван-Бейерен, Конинк, Экхоут и др.). Р. дружит с евреями, изучает их быт и нравы, вращается в обществе ученых, литераторов, врачей, антикваров. Он собирает восточные ткани, фарфор и оружие, античные статуи, индийские миниатюры, гравюры, рисунки, картины. Все его интересует, на все он реагирует остро и непосредственно, не считаясь с традиционными мнениями и вкусами» В картинах 30  — х гг. (особенно в алтарных образах) Р. нередко отталкивается от Рубенса (напр., «Снятие с креста», 1634, Ленинград).

Мастер любит тяжелые, монументальные фигуры, сильное движение, бурные эффекты («Жертвоприношение Авраама», 1635, Ленинград; «Самсон, угрожающий своему тестю»,.

1635, Берлин; «Ослепление Самсона», 1636, Франкфурт-на-Майне; «Ангел покидает Товия»,.

1637, Париж). Часто он перекликается с художниками барокко, влияние к-рых чувствуется в его работах этого времени. Рядом с многочисленными библейскими сценами Р. пишет картины на мифологические темы («Ганимед», 1635, Дрезден; «Даная», 1636, Ленинград), выдающие • отдаленные отголоски итал. классики,, пейзажи (Бостон, Амстердам, Краков и др.), насыщенные глубокой эмоциональностью, и заказные портреты («Портрет ученого», 1631,. Ленинград; «Портрет кораблестроителя с женой», 1633, Лондон; «Портрет Круля», 1633, Кассель; «Портрет Ансло и его жены», 1641, Берлин; «Урок анатомии доктора Тульпа», 1632, Гаага, и мн. др.), к-рые отличаются остротой психологической характеристики, но к-рые нередко страдают от несколько внешнего восприятия модели. В 30  — х и 40  — х гг. Р. создает серию блестящих автопортретов (Париж, Гаага, Флоренция, Вена и др.), обрисовывающих сложный жизненный путь мастера. В чисто живописном плане работы Р. 30  — х — начала 40  — х гг. еще во многом примыкают к произведениям конца третьего десятилетия: та же относительная сухость письма, та же резкость светотеневых переходов, та же цветистость. Однако с каждым годом нарастают тенденции в сторону все большей живописности. Яркость