Страница:БСЭ-1 Том 49. Робер - Ручная граната (1941)-1.pdf/155

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

детского питания» и 14/1 1918 «О комиссии несовершеннолетних», упразднение судов и тюремного заключения для малолетних и несовершеннолетних и т. д. Что касается руководства непосредственно школьной работой, то здесь должны быть отмечены декрет от 23/ХП 1917 о введении нового правописания, постановления от 31/V 1918 «О совместном обучении и способах его проведения» и от 31/X 1917 «О школах нацменьшинств и об обучении в этих школах на языках национальностей».

Ряд этих постановлений завершается изданием 16/Х 1918 «Положения о единой трудовой школе» с приложенной к нему «Декларацией» от Гос. комиссии по народному просвещению.

Н. К. Крупская писала в 1928, что многое в этом «Положении» спустя 10 лет строительства школы «выглядит наивно, но в самой этой наивности, в каждом пункте, в каждом параграфе звучит могучий призыв величайшей в мире революции... Основной задачей декрета, — говорит Н. К. Крупская, — было сломать старую привилегированную школу, сделать школу подлинно массовой, подлинно народной, доступной и нужной массам» (см. журн. «На путях к новой школе», 1928, № 10—11, стр. 27). Общенародный характер школы в противоположность прежнему сословному и классовому  — вот первое, что утверждается и раскрывается в «Положении». В соответствии с этим новая школа характеризуется как структурно единая и доступная для всех, как бесплатная и обязательная (предполагающая максимальное развертывание школьной сети до того предела, когда она сможет включить в себя всех детей школьного возраста), как школа совместного обучения и школа абсолютно светская. Вторая особенность советской школы, отраженная в «Положении», — ее принципиально иное, по сравнению со старой школой муштры, отношение к ребенку. 3-й и 4-й разделы «Положения», несмотря на проникшие в них левацкие влияния, все же впервые реально наметили основы школьной работы, исходящие из уважения к личности ребенка и его индивидуальности: осуществляется совместное обучение, устанавливается регулярный медико-гигиенич. надзор за здоровьем ребят, вводятся бесплатные завтраки, детские занятия подчиняются определенным рациональным нормам и т. п. Третья существенная особенность «Положения»  — попытка раскрыть основные начала школьной работы. Согласно ст. 13, «обучение в трудовой школе носит общеобразовательный политехнический характер..., при чем физическому и эстетическому образованию отводится видное место». Это означало, что в советской школе, наряду с общеобразовательной, большое внимание должно быть уделено физической и художественной подготовке учащихся и что принципы общего образования, разработанные бурж. педагогикой, являются недостаточными и должны быть восполнены политехнич. образованием.

Вопрос об общем и политехнич. образовании не получил достаточного раскрытия в «Положении». Непосредственно после издания «Положения» было опубликовано 30/X 1918 распоряжение Наркомпроса о преобразовании всех учебных заведений, носящих технический, промышленный и профессиональный характер и обслуживающих детей школьного возраста, в единую трудовую школу. В основу профессионального образования было поставлено, таким образом, общее образование как тотфундамент, на базе к-рого только и может быть правильно возведено здание образования профессионального. Что касается школы общего образования, то проблему ее организации «Положение» разрешило, радикально разорвав со всем тем многообразием различных типов школ, к-рое так характерно для дореволюционного времени. Упразднив разделение школ на начальные, высшие начальные училища, гимназии, реальные училища, ремесленные, коммерческие, технические училища и все другие виды высших и средних школ, не говоря уже о специальных наименованиях всевозможных сословных и ведомственных школ, «Положение» узаконило один и единственный тип общеобразовательной школы — единую трудовую школу, к-рая разделена была на две ступени: первую  — для детей от 8 до 13 лет (5  — летний курс) и вторую — для детей от 13 до 17 лет (4  — летний курс).

По сравнению с десятками всевозможных типов школ дореволюционного времени, означавших не столько различные стадии образования, сколько различные социальные ступени и перегородки между ними, новая система школ оказалась подлинно демократической. Таким образом, уже первыми распоряжениями Советской власти принципиальные основы новой, советской школы были намечены достаточно четко для того, чтобы утвердившаяся на этих основах школа могла быть превращена «из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества», как об этом сказано в программе ВКП(б).

Система дошкольного воспитания должна являться составной частью всей школьной системы и должна быть органически связана со всей системой образования — вот положение, к-рое было выставлено уже в первые дни после победы Великой Октябрьской социалистич. революции. В обращении правительственного комиссара по дошкольному воспитанию от 20/XII 1917 разъяснялось значение дошкольного воспитания как насущнейшего вопроса времени и устанавливалась необходимость включения его в общую систему народного образования: только таким образом — утверждало обращение — будет положено начало общественному воспитанию ребенка уже на первых ступенях его развития, что несказанно облегчит задачу школьного обучения. Началась энергичная подготовка дошкольных работников на краткосрочных курсах, открывались всюду детские сады и дома, организовывались детские площадки. В «Положении о единой трудовой школе» дошкольные учреждения рассматривались как органическая составная часть общей системы образования и воспитания: «К единой трудовой школе присоединяется детский сад для детей от 6  — ти до 8  — летнего возраста» (ст. 2).

С небывалой, исключительной широтой и напряженностью начала развертываться с первых дней революции работа по внешкольному образованию. Выступая в 1919 на 1-м съезде по внешкольному образованию, В. И. Ленин констатировал, что «едва ли найдется такая область советской деятельности, как внешкольное образование и просвещение, где бы за полтора года были достигнуты столь громадные успехи» (Ленин, Соч.; т. XXIV, стр. 275). Основная линия работы по внешкольному образованию была намечена в воз-