Страница:БСЭ-1 Том 49. Робер - Ручная граната (1941)-2.pdf/33

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

вой деятельностью. Трудовые песни должны были облегчать трудовые процессы посредством ритмизации их, Тексты их были весьма элементарны и неустойчивы, Слабость человеческого коллектива в борьбе с природой порождала искаженное представление о природе, обожествление ее.

Произведения магического характера (заговоры, заклинания) были основаны на вере в силу. магии, в возможность производить воздействие на внешний мир посредством различных обрядов и условных действий (напр., чтобы вызвать дождь, считали необходимым окропить поле водой, и т. п.). Действия эти сопровождались словами. Заговоры теснейшим образом связаны с хозяйственной деятельностью (заговоры охотничьи, пастушеские, земледельческие и пр.) и с благополучием человека (напр., заговоры от болезней и пр.).

Заговоры обладали значительной устойчивостью. Уже в древнейший период они получили довольно разработанную поэтическую форму (своеобразное построение, сравнения, эпитеты и пр.). Отчетливо проявляется магический характер также в календарных обрядовых песнях (см. Обрядовая поэзия), связанных преимущественно с аграрным культом. Во многих календарных обрядах отражался также культ предков (почитание умерших родичей). Магическое значение имели также свадебные обряды и песни. С древних времен брак имел хозяйственное значение, отсюда стремление обеспечить его благополучие магическими обрядами и песнями (напр., для обеспечения хозяйствен* ного благополучия молодых осыпали зерном); различными обрядами стремились также обеспечить благополучие семейное (любовь мужа к жене, рождение детей). Свадебные песни заключают в себе немало отголосков родового строя (напр., в них часто упоминается «родплемя»), На магической основе развивались также похоронные обряды и причитания (см.).

Магическое или мифологическое значение имели в древнейший период и рассказы, из к-рых впоследствии развились сказки (см.), предания и легенды (см.).‘ Таковы рассказы о животных, основанные на тотемистических представлениях (животные считались тотемами — родоначальниками и покровителями рода), рассказы о домовых, леших, водяных и прочих «духах», а также отчасти и более сложные рассказы фантастического содержания. Им придавали практич. значение, например, сказки рассказывались во время охоты, чтобы привлечь благоволение местных «духов», В основе мифологических и фантастических представлений, как неоднократно указывал А. М. Горький, лежали также идеалы и стремления человеческого коллектива, борьба к-рого с природой проходила в чрезвычайно трудных условиях. На почве таких стремлений возникали, например, сказочные образы чудесных предметов: коверсамолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка и пр. В загадках (см.) и отчасти в пословицах (см.) выражались религиозно-мифологические представления (таковы, напр., загадки о громе и молнии). Загадыванием загадок, как и рассказыванием сказок стремились обеспечить благорасположение «духов», загадки входили как один из элементов и в обряды инициаций (принятие юношей и девушек в общество взрослых).

В древнейший период возникли и нек-рые рассказы и песни героического характера  — 600

мифы о героях; напр., одним из древнейших сюжетов является сюжет о змееборстве, находящий отражение в позднейших сказках и былинах. Фольклор древнейшего периода имел синкретический характер: искусство было здесь связано с верованиями и с практической деятельностью. Синкретизм фольклора проявлялся также в соединении словесного искусства с другими видами искусств; фольклорные произведения пелись под аккомпанемент музыкальных инструментов и нередко сопровождались танцами и. обрядами драматического характера. Черты первобытного синкретизма в той или иной мере наблюдаются и в позднейшем фольклоре.

Развитие народной поэзии в древней Руси (9—17 вв.). Со времени организации Русского

государства трудовые народные массы в одном лишь устном народном творчестве находили возможность проявления своих творческих способностей и выражения своих стремлений.

Возникшая литература была почти недоступна им. Церковники относились к народному творчеству резко враждебно, т. к. видели в нем проявление дохристианского, языческого мировоззрения. На протяжении нескольких столетий представители церкви выступали с обличениями «бесовских» обычаев и с угрозами тем, кто придерживается этих обычаев. В своей борьбе с народным творчеством церковники пользовались поддержкой светских властей; так, напр., царь Алексей Михайлович в 1648—1649 разослал своим воеводам пространный указ, в к-ром перечислял и запрещал различные «бесовские действа».

Однако, вопреки запретам и преследованиям церковных и светских властей, народное творчество продолжало существовать и развиваться. Трудовые народные массы выделяли из своей среды подлинных мастеров-художников, создателей и хранителей устной поэзии; из их же среды выходили специалисты — дружинные певцы, скоморохи, калики перехожие.

Народные мастера и профессионалы пользовались как устным творчеством масс, так и материалом литературным и не только русским, но и международным. Сила художественного творчества народа была так велика, что оно проникало, несмотря на враждебное отношение церковников, и в среду господствовавших классов. Заговоры, обрядовые, календарные, свадебные и похоронные песни, сказки и другие виды фольклора находили отражение и в древней рус. литературе — в летописях, в повестях, в том числе и в произведениях церковного характера. Самый блестящий памятник древней рус. литературы  — «Слово о полку Игореве»  — обнаруживает особенно тесную связь с народным творчеством и по духу и по художественным особенностям.

Произведения устного народного творчества раннего периода изменялись в новой исторической обстановке, впитывали в себя новые элементы, становились более сложными и более богатыми. Возникали новые жанры, порожденные новыми условиями жизни. В фольклоре стали отчетливо звучать социальные мотивы.

Например, к хозяйственным заговорам присоединились заговоры социального характера: «на царские очи», т. е. при вызове к царю, «на подход ко властям» и др. Старые верования и представления постепенно теряли свою силу, магическое и мифологическое значение нек-рых произведений народного творчества шло на