Страница:БСЭ-1 Том 50. Ручное огнестрельное оружие - Серицит (1944).pdf/338

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ственницей значительной части английской земли. Уничтожение монастырей и т. д. превратило в пролетариат их обитателей. Самые церковные имения были в значительной своей части отданы в подарок хищным королевским фаворитам или проданы за бесценок спекулянтам, фермерам и горожанам, которые массами сгоняли с них их старых наследственных арендаторов и соединяли вместе хозяйства последних. Гарантированное законом право обедневших земледельцев на известную часть церковной десятины было у них молчаливо отнято» (Марк с, Капитал, т. I, 8 изд., 1936, стр. 619).

В Голландии С. превратила зависимых от монастырей и епископов крестьян в лично свободных краткосрочных арендаторов или безземельных батраков, потерявших всякие права на свои прежние земельные наделы. За исключением немногочисленной кулацкой прослойки крестьянство не участвовало в дележе церковного имущества и никаких материальных выгод от С. для себя не получало.

С. вовремя французской бур ж уазнойрево люции 1789 и в 19в. Французская буржуазная революция 1789 нанесла сокрушающий удар феодальной собственности католич. церкви. Постановлением Национального собрания от 21/XI 1789 все церковные имущества были отданы в распоряжение пр-ва.

После Люневильского мира (1801) Наполеон, чтобь! вознаградить своих союзников из немецких князей; разрешил им произвести С. церковных княжеств, и, т. о., в 1803 в Западной и Юж. Германии были уничтожены 23 епископства и ряд др. духовных владений общей сложностью в 96.700 км* с 3 млн* населения. В период объединения Италии также неоднократно производились С., из них наиболее крупные — в 1855, 1866, ликвидация Папской области — в 1870. Частичные С. производились в Португалии (1834 и 1910) и Испании (1835, 1838 и 1932) в связи с закрытием нек-рых религиозных конгрегаций и . монастырей, а также во Франции (1904—1905) на основании закона о конгрегациях.

Я. Зутис.

Секуляризация в России. Огромное развитие беломестных (свободных от налогов) церковных земель в России, начиная с Киевской Руси, постепенно всё более тяжёлым бременем ложилось на х-во Русского гос-ва. Монастырские земли всё росли, чувствовалась нехватка земель на «испомещение» служилых людей (см.).

Это побудило ещё Ивана III и Василия III поставить вопрос о С. Постановке этого вопроса значительно содействовало и то обстоятельство, что в среде представителей церкви в конце 15 и в начале 16 вв. появилось движение т. н. нестяжателей, утверждавших, что монастырское землевладение не соответствует монашескому обету нестяжания. Одновременно с этим течение в пользу С. возникло и в секте т. н. жидовствующих. В 1503 на соборе «начал старец Нил (см. Нил С орский) глаголати, чтобы у монастырей сёл не было, а жили бы чернецы по пустыням и кормились своим рукоделием». Но это выступление встретило отпор со стороны «иосифлян», представленных Иосифом Волоцким (см.), к-рый процитировал правила Кормчей книги, запрещавшие светской власти отнимать церковные имущества. Собор 1503 отверг предложения нестяжателей.

После смерти Нила Сорского его позицию отстаивали Вассиан Косой (Патрикеев) и 2Йаксим Грек (см.), но они были побеждены иосиф 662

лянами. В царствование Ивана IV позиции иосифлян значительно пошатнулись. По предложению Ивана IV, Стоглавым собором (см.) 1551 было постановлено, что монастыри могут принимать новые вотчины лишь с согласия царя, а близ Москвы вообще не могут расширять свои владения. Монастырям и церквам было предложено возвратить в казну или жертвователям те владения, к-рые были захвачены ими противозаконно в малолетство царя. Политика опричины (см.) и рост военных расходов в связи с ведением Ливонских войн (см.) привели к новой С. По постановлению собора 15/1 1580 отобранию подлежали все вотчины, к-рые были куплены или взяты в заклад у служилых людей. Относительно княжеских вотчин, к-рые отдавались монастырям «на помин души» (что часто делалось фиктивно из опасения отписки их в опричину), было указано, что в них «волен бог да государь, как своих богомольцев пожалует». Уложение царя Алексея Михайловича'1649 воспретило дальнейшее увеличение церковных вотчин, причём часть их была отписана в казну, т. е. секуляризована. Несмотря на все ограничительные мероприятия, церковные владения росли. По данным иностранцев, в 17 в. х/2 всей территории России считалась за церковью. При царе Фёдоре. Алексеевиче (1676—82) была составлена подробная опись церковным имениям и их доходам в целях контроля. Подобный контроль и изъятие части доходов на государственные нужды практиковались ещё со времени Василия III. Впоследствии этот контроль вёл приказ Большого двора (см. Приказы). Дальнейшим развитием правительственных мероприятий по С. были церковные реформы Петра I и Екатерины И. Пётр 1 в 1700 уничтожил все льготы монастырям, в 1701 восстановил упразднённый в 1675 Монастырский приказ и отстранил монастыри и архиереев от управления монастырским х-вом, и от распоряжения его доходами. Екатерина II в 1764 произвела полную С.* она передала все церковные вотчины (910 тысяч душ) из духовного ведомства в Коллегию экономии, а на содержание монастырей и духовенства установила штатные оклады.

В 1786 С. была распространена на Украину.

После ликвидации Коллегии экономии монастырские вотчины слились с гос. землями.

С. в России нанесла значительный удар монастырскому землевладению. По штатам 1764, из 954 великорусских монастырей было упразднено 569, за штатами оставлено 161. Каждому монастырю после С; было оставлено по 30 дес. земли. Однако последующие — с конца 18 в. — земельные отмежевания в пользу монастырей намного увеличили церковное землевладение в России, и монастыри, наряду со светскими феодалами, продолжали владеть огромными земельными массивами и жесточайшим образом эксплоатировали крестьян.

Только победа Великой Октябрьской социалистич. революции окончательно ликвидировала монастырское землевладение. Советская власть осуществила полную национализацию церковной собственности. Декретом о земле от 26/X (8/XI) 1917 *все монастырские и церковные земли со всем их живым и мёртвым инвентарём были переданы государству. По этому декрету было передано крестьянам более 150 млн. га бывших помещичьих, казённых и монастырских земель (сверх тех земель, к-рые и ранее находились в руках крестьян).