Страница:БСЭ-1 Том 50. Ручное огнестрельное оружие - Серицит (1944).pdf/412

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

жение Франции и других стран Европы, СенСимон пришёл к выводу, что они переживали кризис, который французская революция стремилась разрешить, но не разрешила. Причина этого кризиса, как он установил, заключается в том, что современные общества, по существу промышленные, управляются правительствами, по существу феодальными, задерживающими развитие тех сил и разрешение тех задач, к-рые стремится развить и разрешить промышленное общество.

Для уничтожения указанного противоречия необходимо преобразовать существующий строй так, чтобы вся власть принадлежала «индустриалам» и чтобы новый старой был ими организован при содействии учёных, техников и художников. Единение этих общественных элементов С. — С. называет ассоциацией промышленных и научно-художественных сил. Эти объединённые силы должны регулировать хозяйственную жизнь из центра, направляя её в сторону максимального развития и на пользу народных масс. Улучшение положения самого многочисленного и самого бедного класса (т. е. пролетариата) в физическом, материальном и моральном отношениях должно стать главной целью нового строя (промышленной системы). Но пролетариат для Сен-Симона  — только «более всего страдающий класс». Его исторической миссии Сен-Симон не видел и не понимал.

С. — С. нигде не дал законченной схемы предлагаемой им «промышленной системы». Давая в разных своих трудах отдельные её наброски, он оставляет нетронутыми частную собственность и прибыль на капитал; мало того, основы власти он сосредоточивает в руках крупных промышленников, полагая, что они как «естественные представители рабочих» с усердием займутся улучшением участи последних. У СенСимона, пишет Энгельс, «буржуазные стремления... уживались с пролетарскими» (Маркс иЭнгельс, Соч., т. XV, стр. 509). К тому же смягчить сердца богатых и сильных и заставить их трудиться в пользу «меньшего брата» он надеялся путём проповеди христианской морали, очищенной от извращений, внесённых в неё существующими религиями, и формулированной им в его сочинении «Новое христианство». Здесь он призывает церковь открыто и энергично использовать свою власть и средства с целью «скорейшего улучшения условий морального* и физического существовайия наиболее многочисленного класса». Эту задачу обновления церковь должна проповедывать королям и правителям. Выступая в «Новом христианстве» защитником интересов трудящихся масс в гораздо большей степени, чем в других своих работах, оставаясь утопистом в методах осуществления своей программы, он в то же время делает здесь значительный шаг назад в своём мировоззрении, впадая в самую неприкрытую Мистику.

Энгельс в «Анти-Дюринге» констатирует, что «гениальная широта взглядов Сен-Симона позволила ему уловить зародыши почти всех позднейших социалистических идей, не относящихся к области чистой экономии» (Маркс и Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 263). Важнейшими положениями С. — С., дающими ему право быть отнесённым к числу социалистов, являются: идея о централизованном регулировании общественного труда и создании единого плана всего производства; идея создания ассоциациипромышленных и научных сил, поставленной во главе производства; положение: «все должны трудиться» й назначение, даваемое им «промышленной системе», — заботиться об интересах самого многочисленного и бедного класса.

Всё, или почти всё, что в «Коммунистическом манифесте» говорится о критически-утопическом социализме и коммунизме, относится в такой же степени к С. — С., как и к Другим великим утопистам (Фурье и Оуэну). СентСимон, как и другие утописты, видел «противоположность классов, ... действие разрушительных элементов внутри самого господствующего общества»; подобно им, не находя в действительности «материальных условий освобождения пролетариата», он искал «такой социальной науки, таких социальных законов, которые создали бы эти условия. — Место общественной деятельности должна занять... личная изобретательская деятельность, место исторических условий освобождения — фантастические условия, место постепенно подвигающейся вперёд организации пролетариата в класс — организация общества по придуманному... рецепту» (см. Маркс и Энгельс, Манифест Коммунистической партии, 1940, стр. 49).

В поисках тех общественных сил, к-рые способны осуществить проектируемый им строй, С. — С. находил, с одной стороны, что праздные феодалы потеряли способность к духовному руководству и к политическому господству и что обездоленные не обладали ещё этой способностью и нуждались в руководстве и опеке; он возлагал поэтому указанную задачу на крупных промышленников, будучи уверен, что этот слой «индустриалов» способен к бескорыстной деятельности в пользу всего общества и в особенности в пользу пролетариата.

У С. — С. — самое смутное и неправильное представление о происхождении доходов этого общественного слоя, как и вообще об основных экономических вопросах его времени. Для него, повидимому, было совершенно неясно, что существование «богатых владельцев самых крупных предприятий» не совместимо с осуществлением требования о прогрессивном и максимальном улучшении положения пролетариата. В этом отношении С. — С. стоит далеко позади Фурье и в особенности Оуэна, хотя и они в деле осуществления своих планов возлагали надежды на богачей и на правительства своего времени. Неразвитость экономии, взглядов С. — С. соответствовала той эпохе, «когда во Франции крупная промышленность, а вместе с нею противоположность между буржуазией и пролетариатом только ещё начинали развиваться» (см. Энгельс, Развитие социализма от утопии к науке, в кн.: Маркс и Энгельс, Соч., т. XV, стр. 513).

Идеи, высказанные С. — С. в его философии истории и социальных построениях (закономерность исторического процесса, влияние экономики на политику, борьба классов как один из элементов исторического процесса, смена в этом процессе исторических периодов и относительное прогрессивное значение каждого из них и пр.), подобно идеям других великих утопистов, оказали своё влияние на молодых Маркса и Энгельса, когда у них складывались основы гениальной теории научного социализма, на что Энгельс указывает в следующих словах: «Немецкий теоретический социализм никогда не забудет, что он стоит на плечах Сен-Симона, Фурье и Оуэна»